С формальной стороны в Индии все было прекрасно - улыбки, коллективные фото, совместные декларации. Сергей Лавров совершенно обоснованно назвал эту встречу успешной. К числу несомненных успехов российской дипломатии, достигнутых при участии наших партнеров, можно отнести текст итоговой декларации саммита, из которого исчезла агрессивная риторика коллективного Запада по отношению к России.
И все же не оставляет ощущение, что в Индии что-то пошло не так и чего-то не хватало. То есть этот клуб продолжает свое существование, но значит для глобальной политики все меньше и меньше. Прежде всего, не было президента Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. И это сразу понизило статус собрания, потому что без первых лиц КНР и России всерьез обсуждать международные проблемы развития просто невозможно.
Вполне возможно, отсутствие лидеров двух стран на встрече в Нью-Дели - это своеобразная заявка на перенос акцента в международной политике и экономике на БРИКС, где Китай и Россия - страны-основатели и ключевые партнеры. Недавно состоявшееся, а также планируемые расширения этой организации превратят ее в эффективную площадку для решения глобальных проблем, а также место, где берут начало серьезные проекты развития.
Совершенно очевидно, что Запад сегодня уже не может быть глобальным лидером и источником решений для развития народов Земли. Запад так и не избавился от привычки разговаривать с остальными странами сверху вниз, как старший с младшим. А сегодня это уже невозможно: в мире идет вторая деколонизация, когда вчерашние зависимые территории помимо формального суверенитета хотят получить экономическую и политическую самодостаточность, право говорить собственным голосом, исходя из собственной системы ценностей и приоритетов.
Именно поэтому попытка навязать странам глобального Юга, входящим в "Большую двадцатку", западное видение причин конфликта на Украине, потерпела полный провал. По сравнению с западным подходом взаимное уважение суверенитета стран-членов БРИКС, а также отказ от вмешательства в чужие дела, выглядят огромным шагом вперед, который еще раз подчеркивает привлекательность нового объединения.
Еще одна важная деталь: Китай уже потратил триллион долларов на различные проекты в странах, которые стали партнерами проекта "Пояс и Путь", и еще полтриллиона потратят до 2030 года. Это долгосрочные, инфраструктурные вложения, рассчитанные на десятилетие вперед, в отличие от коммерческих кредитов, которые готовы предоставлять западные страны. Понятно, что на такой основе строить благополучие развивающихся государств намного проще.
Чем может ответить коллективный Запад, чтобы привлечь к себе страны глобального Юга? В Нью-Дели мы увидели попытку Соединенных Штатов и Евросоюза создать противовес китайским планом "Пояса и пути" - транспортный коридор, связывающий Индию с Западной Европой через Ближний Восток.
Но тут вышла незадача: напряженные отношения Соединенных Штатов с Ираном и Сирией не позволяют построить сухопутную железную дорогу без паромных переправ. То есть, в Индии контейнеры придется грузить на суда, ввести их в Саудовской Аравию, там по железной дороге транспортировать через Иорданию и Израиль в порты на Средиземном море, а оттуда уже в страны Западной Европы.
Будет ли эффективным транспортный коридор с двумя перегрузками? Очевидно - нет, потому что проще этим судам без перегрузок пройти через Суэцкий канал и доплыть до Европы. Чего ради тогда в Нью-Дели Байден широковещательно представлял этот проект? Правильно, ради пиара, чтобы показать, что Соединенным Штатам есть что противопоставить БРИКС. И больше ни для чего, потому что этот транспортный коридор умрет еще на стадии подготовки технико-экономического обоснования.