Беседа происходит в автомобиле по дороге к расположению роты беспилотных летательных аппаратов 88-й бригады. Их дроны-камикадзе кошмарят подразделения и технику ВСУ вдоль линии фронта в Луганской Народной Республике. Здесь не только запускают беспилотники в расположение украинской армии, но и тренируют операторов управлению различными дронами, в том числе FPV, дорабатывают и усовершенствуют гражданские аппараты, обслуживают приборы управления и разрабатывают тактику применения беспилотной авиации.
Лавируя по грунтовой дороге среди засыпанных воронок и кочек, Сергеев продолжает посвящать в основы "дроновождения".
Оказывается, погода здесь, как и в авиации, играет большую роль. Учитывается все: сила ветра, облачность, видимость, влажность воздуха. Осадки и туман могут серьезно навредить дрону, ведь при вращении лопастей беспилотник заливает сильнее, а при попадании влаги на клеммы может произойти короткое замыкание. Когда выше 30 градусов, надо быть готовым к перегреву моторов, аккумуляторов и "мозгов" дрона. Обязательно надо учитывать скорость и направление ветра, иначе дрон может не вернуться на базу: его сдует в сторону или не хватит заряда батареи.
Инженерно-конструкторский центр оказался рядом землянок и сколоченных на скорую руку деревянных сараев. Все затянуто маскировочными сетями. Некоторые выгорели на солнце, другие посвежее. Их сочетание обеспечивает идеальную маскировку, и с воздуха расположение не видно.
Командир роты с позывным "Восток" обладает колоссальным опытом. Он воюет с украинскими боевиками "уже восьмое лето" и на себе изучил тактику и вооружение противника.
- Беспилотная авиация в настоящее время является одним из ключевых элементов воздушной разведки. Мы обеспечиваем разведку и корректирование артиллерии, а также сами наносим удары по скоплениям живой силы и техники противника. Действуем по принципу: выявляем-наблюдаем-уничтожаем, - рассказывает Восток.
На начальных этапах специальной военной операции ВСУ имели преимущество в области беспилотников. Начиная с 2014 года украинская армия, а особенно запрещенные в России неонацистские батальоны "Айдар", "Азов" и другие, насыщались дронами различного типа, камерами наблюдения, средствами радиоэлектронной борьбы и спутниковым интернетом. На мирных жителях Донбасса боевики оттачивали свое мастерство управления ударными дронами. Столкнувшись с регулярной Российской армией, военные ВСУ стали применять тактику массированных налетов: военные, гражданские и самодельные коптеры атаковали различные объекты в нашем тылу.
Например, под Северодонецком и Лисичанском украинские военные бомбили позиции наших войск с помощью огромного дрона, получившего прозвище "Баба-яга". Это тяжелый гексакоптер (с шестью двигателями) раньше предназначался для опрыскивания полей химикатами, но в ВСУ его приспособили нести противотанковые авиабомбы, 82-миллиметровые мины, гранаты и самодельные боеприпасы. "Баба-яга" умеет летать не только под управлением оператора, но и автономно по запрограммированному маршруту.
- Нейтрализовать такой аппарат с помощью РЭБ довольно сложно, но мы нашли выход. В полете "Баба-яга" сильно шумит, высота низкая, не более 30 метров, и летит со скоростью не выше 40 километров в час. Из-за больших размеров засекали с помощью тепловизора на расстоянии примерно шесть километров. Затем ослепляли видеокамеру оператора прожекторами или мощной лазерной указкой и расстреливали дрон из стрелкового оружия, - поделился боевой практикой офицер.
Сейчас российские военные в зоне СВО все чаще применяют FPV-дроны. Так называют беспилотные летательные аппараты, оснащенные видеокамерой, которая передает видео с помощью беспроводной связи на очки виртуальной реальности оператора. Благодаря этой технологии пилот может ощущать полное присутствие в воздушном пространстве и видеть все, что видит дрон, будто он находится внутри летательного аппарата. Ведь First-Person View в переводе с английского означает "вид от первого лица".
В отличие от обычных беспилотников, FPV-дроны практически неуязвимы, могут работать в любую погоду в самых труднодоступных местах и поражать цели со снайперской точностью. Проще говоря, беспилотник самолетного типа не может из-за своих размеров попасть в открытую форточку окна, а FPV-дрон - может.
Работают FPV-дроны в сочетании с самолетными беспилотниками, способными летать на большой высоте и с помощью точной аппаратуры разглядеть замаскированные артиллерийские позиции, склады боеприпасов, узлы связи и управления. После чего в воздух поднимаются уже "злые птички" - ударные дроны, каждый из которых несет или кумулятивный заряд, или 82-миллиметровую минометную мину. Применяются и самодельные боеприпасы.
- Главное в нашей тактике - это системность работы. Благодаря поддержке волонтеров и регионов, которые массово шлют нам гражданские квадрокоптеры, мы достигли паритета с ВСУ, а где-то даже и превосходим противника. В детали посвящать не имею права, но могу сказать: за счет собственных инженерных решений увеличили дальность управления FPV-дронами. Дальность нужна и для обнаружения и поражения целей противника, и для создания условий безопасности операторов. Благодаря этому пилоты получают колоссальный опыт и сотни часов налета. При таких массовых поставках простых коптеров сможем проводить массовые атаки. Противник просто перегреется, так как ни одна его система ПВО не справится с такой нагрузкой, - объясняет командир роты беспилотников. - У украинских солдат просто нет шансов. Если они желают остаться в живых, то пусть выходят на частоту 149.200 и вызывают "Волгу", договариваются о выходе и складывают оружие.