20.09.2023 10:10
Общество

Почему в сибирских регионах не хватает учителей

Текст:  Нина Рузанова (Новосибирск - Томск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №212 (9157)
Больше 1100 вакансий учителей были открыты в школах Новосибирской области перед началом учебного года. По данным регионального минобра, это всего 3,6 процента от всего учительского корпуса - то есть дефицит невелик. Тем не менее в школах не только признают проблему нехватки учителей, но и оценивают ее как острую: зачем, задаются учителя вопросом, строить на бюджетные деньги новые школы, если там некому будет работать?
Иногда, чтобы понять причину явления, нужно разобрать ситуацию на атомы / Татьяна Кравченко
Читать на сайте RG.RU

Может быть, чиновники слишком увлеклись решением инфраструктурных задач и забыли о людях? Есть ощущение, что именно люди оказались за бортом мощного нацпроекта "Образование", именно о них говорят меньше, чем следовало бы. В Год учителя и наставника много ли было по-настоящему запоминающихся событий, с ним связанных (не путать с формальными мероприятиями)?

Вопрос престижа профессии в учительской среде ставят на первое место. "Слишком долго масс-медиа смаковали негативный образ учителя", - с обидой говорят педагоги. Сейчас, по их словам, ситуация меняется, но на все нужно время.

Если от философии перейти к конкретным фактам, то больше всего свободных вакансий (36 процентов) в школах Новосибирска, а не в районах области. Такая же ситуация в соседнем Томске. Не хватает учителей математики, русского и иностранного языков. В Томске к этим специальностям добавляют еще и учителей начальных классов. Нехватку последних, считают в Томске, можно было преодолеть, позволив учителям начальных классов работать и в основной школе - преподавать тот же русский или математику. Это и увеличивало бы доход педагога, и закрывало бы потребность в учителях, особенно в сельских школах. Однако многие относятся к этой идее со скепсисом - доход это хорошо, но нельзя бесконечно увеличивать нагрузку на учителя, из-за этого неизбежно страдает качество преподавания.

Есть и объективные причины дефицита. Раньше, мы помним, в российских городах отчаянно не хватало детских садов. Сейчас с садами все в порядке, дети выросли, пошли в школы - школ не хватает. Соответственно, выросла и потребность в педагогах.

Как победитель областного конкурса "Учитель года" открыл агроусадьбу в деревне

Важен и вопрос зарплаты - как ни крути, а его обойти не удастся. Говорят, молодые учителя математики прекрасно зарабатывают репетиторством - зачем им школа? Школа - это нагрузка не чета репетиторской и ответственность буквально за все. "Уроки, воспитание, безопасность, Пушкинская карта, занятость летом, световозвращатели, допобразование, детские объединения, регистрация в федеральных проектах - список бесконечен", - слегка иронизируют педагоги. А какова зарплата за это "все"? Средняя в Томской области - 42 тысячи рублей, в Новосибирской области, по официальным данным, она превысила 50 тысяч, вот только агрегаторы, анализирующие вакансии, выдают другую цифру, не дотягивающую и до тридцати. Крупный сервис по поиску работы предлагает такие зарплаты - от тридцати до семидесяти тысяч рублей в месяц. И верится почему-то больше в первую цифру.

Комментарий

Сергей Сопочкин, директор лицея N130 (Новосибирск):

- С проблемой дефицита кадров сегодня, к сожалению, сталкивается каждый директор школы. В нашем лицее сегодня не хватает учителей математики, нет учителя музыки, ОБЖ. Но есть учебные заведения, где кадровый вопрос стоит гораздо острее. Убежден, что проблема привлечения, подготовки и переподготовки кадров в школьном образовании ключевая. И решать ее надо системно, как на уровне муниципалитетов, регионов, так и на федеральном уровне. Очевидно, что это вопрос будущего страны - ведь подготовка специалистов для любой отрасли начинается именно со школьной скамьи. Речь идет не только о повышении зарплаты учителей - хотя и это необходимо. Речь о повышении статуса учителя, о повышении его квалификации. Учителя-предметники должны иметь возможность общаться с лучшими специалистами в той дисциплине, которую они преподают. Ученые-математики, например, должны быть реально встроены в систему школьного образования и задавать уровень математического мышления. Системная работа, связанная с увеличением размера оплаты труда, повышением профессионального уровня педагогов, постоянный контакт с передовыми представителями науки обязательно позитивно скажутся на школьном образовании.

Между тем

В РАНХиГС кадровый дефицит в сфере российского школьного образования оценили в 250 тысяч человек. В регионах, заявили эксперты, лишь порядка десяти-двадцати процентов выпускников профильных институтов остаются в профессии.

Образование Новосибирск Томск