Решение о переходе на единые нормативы потребления коммунальных услуг (с учетом конструктивных особенностей домов) регионы могли принять до конца 2016 года, а собственно перейти на них - до начала 2024 года. Срок действия утвержденных нормативов должен составлять не менее трех лет.
С марта, однако, вступило в силу постановление правительства, где уточняется порядок установления норматива потребления тепловой энергии (на отопление и подогрев воды). Был уточнен расчет выборки домов, изменена формула определения норматива в жилых помещениях, предусмотрена возможность применения аналогового метода (когда норматив рассчитывают, учитывая реальное потребление в таких же по конструкции домах со счетчиками). Для проведения корректной выборки по домам и установления нормативов по этим правилам регионам требуется не менее года, отмечается в пояснительной записке.
При установлении единых нормативов прогнозируется существенный рост платы граждан за отопление, водоснабжение и водоотведение, отмечают в Минстрое. Необходимо привести такой механизм в соответствие с регулярным повышением стоимости коммунальных услуг в пределах установленного допустимого роста платы граждан за коммунальные услуги. Перенос сроков снизит риски возникновения социальной напряженности.
Срок введения единых нормативов предлагается перенести на начало 2025 года. Это позволит не допустить резкого роста квартплаты (в первую очередь за отопление) в домах, где нет счетчиков.
На данный момент 48 регионов ввели единые нормативы по всем видам коммунальных услуг. При этом в трех регионах (Воронежская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания) отмечается рост платы за отопление.
20 регионов сообщили в Минстрой о незавершении перехода на единые нормативы в связи с тем, что после их расчета спрогнозирован существенный рост платы граждан за коммунальные услуги. Республика Коми предложила либо продлить сроки до начала 2026 года, либо предусмотреть порядок самостоятельного определения регионом единых средневзвешенных нормативов по отоплению (без дифференциации по конструктивным, техническим параметрам и степени благоустройства), чтобы не допустить рост платы за отопление для граждан, проживающих в малоэтажном жилищном фонде. Власти Орловской области предложили при расчете норматива не дифференцировать его в зависимости от этажности домов, так как это негативно отразится на благополучии жителей, а также рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий из федерального бюджета на установку счетчиков тепла в малоэтажных многоквартирных домах.