Проблему ограниченных возможностей действующего аэропорта власти обозначили еще полвека назад, однако она до сих пор остается нерешенной. Воздушные ворота миллионного города открыты далеко не для всех видов лайнеров. Причина - короткая взлетно-посадочная полоса, которая составляет 2,5 километра (например, в Новосибирске она на полкилометра длиннее).
В итоге многим омичам приходиться летать транзитом через Новосибирск, Екатеринбург, Москву, а это долго, дорого, некомфортно. Однако перспектив развития аэропорта Омск-Центральный специалисты не видят. Объект, расположенный в центральной части города, зажат жилыми микрорайонами, и расти ему просто некуда.
Это создает проблемы и для самого мегаполиса. В частности, ограничивает высоту новостроек. Недовольство горожан вызывает гул моторов взлетающих и идущих на посадку аэробусов. Кроме того, вблизи воздушной гавани расположен природный парк "Птичья гавань", а птицы, как известно, создают потенциальную угрозу авиационной безопасности.
Решить проблему должен был новый аэропорт Омск-Федоровка, расположенный за чертой города. К его строительству приступили еще в начале 1980-х годов. Возвели взлетно-посадочную полосу и терминал, однако спустя некоторое время объект заморозили. Сейчас бетонные трассы активно используют автомобильные гонщики.
Тем не менее правительство Омской области не отказывается от намерений завершить проект.
- Федеральные власти нас поддерживают. Сегодня мы работаем над тем, чтобы добиться выделения финансовых средств, - утверждает глава региона Виталий Хоценко.
Специалисты признают, что экономическая ситуация сейчас менее благоприятна, чем несколько лет назад. Хотя "разворот на Восток" способствует проекту. На базе нового аэропорта и прилегающей к нему территории планируют создать особую экономическую зону с развитой логистикой и комфортными условиями для обслуживания грузовых судов.
Государственные инвестиции сейчас оцениваются минимум в 16 миллиардов рублей, а с учетом частных вложений - в 36 миллиардов. Федеральные власти готовы помочь с поиском концессионера. В региональном минтрансе сообщили, что при благоприятном развитии событий новый аэропорт могут ввести в эксплуатацию в 2027-2028 годах.
В Омской области приступают к возрождению малой авиации. Первыми субсидированными рейсами на самолетах Ан-2 и Л-410 станут "Омск - Тара" (260 километров) и "Омск - Усть-Ишим" (330 километров). Взлетно-посадочные полосы в этих северных поселках не эксплуатировались с 90-х годов прошлого века, но после ремонта смогут принимать самолеты.
Росимущество уже объявило торги на аренду летного поля в Усть-Ишиме.
Кстати
В осеннем расписании омского аэропорта появится новый субсидируемый рейс в Томск. Перелеты будут осуществляться дважды в неделю - по вторникам и четвергам. Время в пути составит один час. С 1 октября откроется рейс "Омск - Тобольск". Сегодня в рамках реализации нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" из Омска можно улететь субсидированными рейсами в Абакан, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Красноярск, Махачкалу, Новый Уренгой, Салехард, Самару, Уфу и Ханты-Мансийск.