Ольга Макашина, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова:
- Бюджет сверстан вполне реальным, с учетом всех сегодняшних сложностей. В этом и его отличие, что планировать приходится в условиях сильного санкционного давления, при пока еще не перестроившейся полностью экономике.
Дефицит бюджета сам по себе нестрашен, если определены источники его финансирования, а они определены.
Ненефтегазовые доходы бюджета действительно в последние годы выросли при снижении (по самым разным причинам) нефтегазовых. Из-за такого разнонаправленного тренда они действительно могут в два раза превысить нефтегазовые.
В бюджете заложено выполнение всех социальных обязательств и, в первую очередь, касательно демографических вопросов. Оборонные расходы также пока не "убудут", такова необходимость. Сокращение может коснуться управленческих расходов - там еще есть резерв для сокращения.
Единственный вариант роста бюджетных доходов до заявленных 35 трлн руб. - это развитие промышленности, без этого ничего не получится. Импортозамещение не должно остаться только на словах. Регионам более активно необходимо вкладываться в этот процесс. А возвращение полноценного бюджетного правила после его приостановки в нынешней ситуации - это формирование резерва, способного дать возможность "вырулить" в какой-либо критичной ситуации.
Максим Чирков, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений института экономики и финансов Государственного университета управления:
- Бюджет на 2024-2026 годы совершенно очевидно будет бюджетом развития. Растущие расходы, которые обеспечивают развитие экономики, идут опережающими темпами по сравнению с расходами.
Российская экономика вполне нормально справляется с возникшими в 2022 году трудностями. Налицо переход к экономическому росту, опережающему рост в западных экономиках. Качество этого экономического роста также улучшается, он идет за счет обрабатывающих отраслей, а не за счет сырьевых.
Просадка нефтегазовых доходов в 2023 году и рост в обрабатывающих секторах промышленности обеспечивают трансформацию структуры российской экономики по секторам. Новые "гибкие" пошлины призваны собирать больше денег в бюджет не за счет нефтегазового сектора. Этот рост и эта тенденция, безусловно, имеют все шансы сохраниться и в дальнейшем. Рост российской экономики происходит за счет увеличения относительной конкурентоспособности российских предприятий в сравнении с нашими западными конкурентами. На западе все становится дороже: энергия, сырье и так далее.
Я думаю, что рост российской экономики и рост доходов федерального бюджета позволит увеличивать "социальные" и "оборонные" статьи без существенного сокращения других статей.