25.09.2023 18:03
Культура

Оркестр имени Осипова и Юлия Рутберг представили "живой портрет" Рахманинова

Текст:  Надежда Травина
Великий композитор, дирижер, пианист, выпускник Московской консерватории, один из наиболее исполняемых авторов, все это - Сергей Васильевич Рахманинов. Но что мы знаем о нем как о человеке, о его увлечениях, чувствах? Почти ничего, если не заниматься этим вопросом специально. В Театре имени Вахтангова попытались раскрыть внутренний мир композитора, рассказав о главных этапах его жизни, истории создания шедевров, знаменательных встречах, переломных моментах судьбы.
/ Валерий Мясников
Читать на сайте RG.RU

На сцене театра прошел музыкально-литературный вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Рахманинова - юбилею, который широко отмечается в этом году в стране. В двухчасовое путешествие по реке времени публику отправили Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова и народная артистка России, актриса Юлия Рутберг.

Музыкально-литературный вечер (автор сценической версии - Антонина Венедиктова) включал в себя чтение дневников и писем Рахманинова, художественных текстов о композиторе, которые были представлены на фоне звучания фрагментов его произведений. Беззаботное детство и первые музыкальные впечатления у бабушки в Великом Новгороде, суровые условия в пансионе педагога Николая Зверева и первые сочинения, любимая усадьба Ивановка - место силы и вдохновения, провал Первой симфонии и лечение гипнозом, Первая мировая война и вынужденная эмиграция, новая жизнь и бесконечная тоска по родине…Авторы проекта не упустили ни одного важного события из биографии Рахманинова, максимально широко нарисовали его "живой портрет", не ограничиваясь известными фактами, а детально, по-музыковедчески выстраивая повествование.

Юлия Рутберг невероятно артистично, живо и увлекательно вела экскурсию по маршруту становления великого композитора - казалось, артистка театра Вахтангова была знакома с ним лично.

Атмосферу конкретного эпизода из жизни Рахманинова воссоздавали фрагменты его же сочинений в обработке для оркестра народных инструментов. И это были не просто самые известные рахманиновские опусы, знакомые слушателям, а те, которые соответствовали каждому текстовому "блоку" по настроению (драматическая кульминация "Русской песни" в момент рассказа о пожаре в Ивановке), либо прямо озвучивали сказанное (например, при упоминании отца Рахманинова прозвучала Полька В.Р., которую Василий Аркадьевич часто играл).

В Генуе представили постановку в честь 150-летия Рахманинова

Оркестр имени Осипова под управлением дирижера Владимира Андропова подчеркнул свойства рахманиновской музыки, которые позволяют назвать его "самым русским композитором" - широкие певучие мелодии, колокольность, древние лады. Уникальные тембры домры, балалайки, гуслей внесли особый колорит в произведения, которые были изначально написаны для симфонического оркестра, а также создавали любопытный диалог с соло фортепиано (Анастасия Давыдова) и с вокалом (сопрано Дарья Рубцова).

Классика