25.09.2023 20:20
Общество

Нагрузка на учителей за последние 10 лет выросла на треть

Текст:  Дмитрий Лапин (Красноярск) Ирина Штерман (Иркутск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №216 (9161)
За последние 10 лет, по оценке специалистов, нагрузка на учителей выросла почти на треть.
Читать на сайте RG.RU

Ситуация в разных регионах схожая. Пять-семь уроков в день. Иногда получается уйти с работы вовремя, но чаще приходится задерживаться на неопределенное время, если что-то произошло между детьми. В каникулы и праздничные дни - идем в гости к неблагополучным семьям. В новогодние праздничные дни, когда все отдыхают, проводим в школе мероприятия для детей. Педагог несет ответственность за все, начиная от внеурочной занятости, заканчивая пропусками уроков ребенком без уважительной причины. Большое количество бумажной работы (особенно если есть классное руководство), открытые уроки, обязательные конкурсы...

Вот простая арифметика: 7 уроков в день, плюс проверка 90 тетрадей (2 часа), заполнение журналов (1 час), подготовка к урокам (1,5 часа), различные отчеты... А еще - по 30-40 человек в классе! Всем надо выдать программу, провести устный опрос, всех успокоить. Да это почти невыполнимая задача!

7 уроков в день, плюс проверка тетрадей, подготовка к урокам, отчеты… И 30-40 человек в классе!

Местные власти вроде стараются делать все возможное, чтобы учебный процесс не страдал. По данным министерства образования Иркутской области, нагрузка учителя в 2023/24 учебном году составит в среднем 1,8 ставки, то есть 34 урока в неделю.

- Учителей не хватает, - констатирует министр образования региона Максим Парфенов. - Выпускники профильных вузов в школы не спешат; старая гвардия - те, кому сейчас около 70, работает из последних сил, и этот ресурс, мы понимаем, не бесконечен.

Одним из решений в Приангарье и в других регионах стало расширение компетенций педагогов. Например, учитель математики проходит курсы повышения квалификации и получает право преподавать информатику или физику. А химик - биологию, историк - географию, и так далее. Вроде бы всем хорошо: у детей ведутся все предметы, у учителей - хорошая нагрузка.

Только школьники и их родители (последние чаще) бывают не очень довольны таким подходом.

Почему учителя переезжают в уральскую глубинку из других регионов

- Детям на биологии учитель-географ просто читает параграфы из учебника, - сетует Ольга Сапук, мама десятиклассника Андрея. - Понятно, что детям неинтересно. Все бы ничего, но сын думает о медицинском, а туда биология нужна. Ищем репетитора...

Еще один способ "закрыть расписание" - совместители. Завучей и педагогов все устраивает: в классы приходят квалифицированные предметники, глубоко знающие свой предмет. Совместителям тоже хорошо: дополнительные часы - это деньги и никакой головной боли: пришел - провел уроки - и ушел. Проблемы начинаются, когда кто-то из учеников решает, что ему нужен ЕГЭ по предмету, который ведет совместитель.

- Нам учитель физики так и сказала: ЕГЭ по моему предмету не вздумайте выбрать, - поделилась первокурсница Института кибернетики ИРНИТУ Юлия Себаль. - Пришлось сдавать информатику, хотя я хотела в авиастроение, а туда как раз физика была нужна.

Формально в такой ситуации школа выполняет свои обязательства по организации учебного процесса. На деле все далеко не так, и заложниками ситуации остаются дети. Им приходится заниматься с репетиторами или - что еще печальнее - отказываться от амбициозных жизненных планов.

Образование Красноярск Иркутск