Производство растет, продажи - не очень
В целом отрасль промышленности ювелирной столицы России насчитывает больше 1200 предприятий и индивидуальных предпринимателей. Поэтому складывающаяся здесь ситуация действительно во многом отражает общероссийские тенденции. А они таковы: несмотря на переход с 1 января 2023 года ювелирных производств на общую систему налогообложения, развитие отрасли не остановилось, чего многие опасались.
- Мы видим, что отрасль и предприятия, работающие в Костромской области, адаптировались к изменениям в системе налогообложения. Отмечаем рост объемов промышленного производства, развитие предприятий, - отметил Сергей Ситников. - Есть и сложности. Например, небольшой студии, которую я посетил, пришлось брать дополнительного бухгалтера. По крупным предприятиям в целом ситуация стабильная.
Однако сами бизнесмены-ювелиры оценивают "бурный рост" показателей со сдержанным оптимизмом. Потому что во многом причина этого роста - в банальном скачке цен на золото. Так, по данным Гильдии ювелиров России, с сентября 2022 года по сентябрь 2023-го этот драгоценный металл в России взлетел в цене на 70 процентов с лишним - с 3451,01 до 5899,99 рубля за грамм. А после 24 февраля 2022 года закупочная цена на золото 999-й пробы доходила до 10-12 тысяч за грамм, что просто привело к временной остановке ряда ювелирных производств.
Поэтому, когда турбулентность на рынке драгметаллов более-менее улеглась, предприятия начали наращивать производство, и, согласно информации Росстата, с января по июль 2023 года объем произведенных ювелирных изделий из золота и серебра в России вырос на 38 процентов год к году, составив 82,7 миллиарда рублей в денежном выражении.
При этом розничные продажи никаких особенных успехов не демонстрируют. Аналитики ювелирной компании Sokolov подсчитали, что в 2022 году россияне потратили на ювелирные украшения 301 миллиард рублей, что на девять процентов меньше, чем в 2021-м. Что объясняется в первую очередь уходом из страны мировых и luxury-брендов. Розничные продажи первого полугодия 2023-го вроде бы показали, что ситуация налаживается (141,6 миллиарда рублей, плюс к прошлому году 1,2 процента), но, если учесть, что золото не перестает дорожать, плюс легко превращается в минус.
- Розничные продажи за первый квартал 2023 года выросли только на 1,2 процента год к году. При этом золото за тот же период подорожало в среднем на 3,9 процента, - делает расчеты председатель Ассоциации "Гильдия ювелиров России" Флун Гумеров. - Значит, в натуральном объеме розничные продажи, наоборот, просели примерно на полтора процента. Что и понятно: упала общая покупательная способность населения.
Да и причины резкого роста налоговых поступлений в бюджет, считают в Гильдии ювелиров, надо изучать более детально, потому что показатель «в два раза больше», безусловно, оптимистичный, но, если в основе этого роста лежит только НДС, а не налог на прибыль, это говорит об отсутствии прибыли, а значит, возможности для обновления основных фондов и в целом для развития предприятий.
Налог "зашили" в цену
По мнению представителей отрасли, для сохранения капитала путем вложения его в ювелирные изделия, что характерно для любых неспокойных периодов, у основной массы граждан сегодня нет денег. Кроме того, полтора года назад мерные слитки из драгметаллов стали продаваться без НДС, и многие переключились на такой вариант сбережения средств.
К сожалению, полной картины сегодняшнего рынка ювелирных изделий представители отрасли в последнее время не видят. Согласно полученному в начале сентября ответу Федеральной пробирной палаты на запрос Гильдии ювелиров России, "в связи со сложившейся геополитической ситуацией и в целях защиты отечественного производителя ювелирных и других изделий из драгоценных металлов в настоящее время публикация статистики касательно рынка ювелирных изделий приостановлена".
Но и так очевидно, что, к примеру, средний чек покупки растет: аналитики Sokolov называют цифру в 15 процентов с начала года. И это происходит не только из-за подорожания драгметаллов, но и вследствие перехода небольших ювелирных компаний и ИП, до 1 января 2023 года сидевших на патентной и упрощенной системах налогообложения, на общую налоговую систему.
К примеру, в известной костромской ювелирной студии, где делают эксклюзивные серебряные украшения и сувениры с эмалью и натуральными камнями, из-за налоговых изменений вынуждены были привлечь к работе дополнительного бухгалтера, а выросшие расходы, в том числе на уплату налога, естественно, перетекли в цену продукции.
- Конечно, все это сказалось на стоимости наших изделий, - признает владелец студии Илья Палкин.
Но относительно оптимальный баланс между себестоимостью и розничной ценой украшений студии удается сохранять благодаря выходу на маркетплейс. По словам главы предприятия, если в магазины они поставляют продукцию по оптовой цене, то за пользование электронной площадкой платят всего 10 процентов, то есть работают "почти по рознице".
Достаточно бирки
Главная тревога ювелиров сегодня - ввод с марта 2024 года обязательной физической маркировки ювелирных изделий, то есть нанесение непосредственно на украшение кода Data Matrix. Эту норму планировалось ввести еще с марта 2023-го, но из-за технических сложностей, связанных с внедрением новшества, сроки были перенесены. О том же ювелиры просят и сейчас. Более того, они вообще не видят большого смысла в этой процедуре.
- Есть мнение специалистов, что никакой необходимости в такой маркировке по самим изделиям нет вообще, так как маркировка любого товара нужна на момент его продажи, а в это время с каждым ювелирным изделием неразрывно связан ярлык, называемый у нас биркой, на котором печатается точно такой же код Data Matrix с уникальным номером данного изделия, - объясняет Флун Гумеров.
Причем представители отрасли подчеркивают, что, если любой покупатель может считать этот код с ярлыка с помощью своего смартфона, зайти на сайт оператора ГИИС ДМДК (Государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. - Прим. ред.) и выяснить все о конкретном ювелирном изделии, то считать Data Matrix с поверхности самого украшения покупатель все равно не сможет, потому что там размер кода будет не больше одного миллиметра.
- Мы полагаем, что достаточно кода на бирке. Да, нам говорят, что бирка может оторваться. Поэтому бизнес готов согласиться с усилением ответственности за продажу ювелирных изделий с оторванной биркой, - замечает председатель Ассоциации "Гильдия ювелиров России". - Еще один вариант - наносить индивидуальный номер на каждую партию ювелирных изделий и несколько цифр от него кодировать и зашивать уже в унифицированный индивидуальный номер (УИН) изделия на бирке, чтобы проверяющий в случае сомнений, не заменены ли бирки, мог их считать и сравнить. Это позволит не увеличивать количество работников, потому что даже для нанесения Data Matrix на бирку нам пришлось добавлять персонал. А сейчас на рынке труда очень нелегко найти людей.
В случае же экспорта физически маркированных драгоценностей в страны, не входящие в ЕАЭС, производителю, возможно, дадут право выбирать, наносить рядом с кодом Data Matrix клеймо Федеральной пробирной палаты или нет, поскольку в некоторых странах клеймо воспринимается как брак изделия. Вопрос о введении добровольного клеймения экспортных украшений тоже сейчас активно обсуждается. Потому что столько печатей на нежном ювелирном украшении - это действительно перебор.
- За рубежом наше клеймо никому не нужно. Отсутствие клейма делает наши изделия лишь более привлекательными за пределами РФ, - уверен костромской бизнесмен Алексей Метельков.
Разделяет озабоченность ювелиров и представитель Костромской облдумы в Совете Федерации Сергей Калашник, заверивший земляков, что обсуждение всех озвученных проблем продолжится на федеральном уровне.
- За решение таких вопросов будем бороться, - заявил сенатор.
Между тем
Пока висит в воздухе, к разочарованию представителей ювелирной отрасли, и вопрос о либерализации оборота изделий из серебра, хотя Владимир Путин в июне назвал этот запрос обоснованным и дал соответствующие поручения. По данным Гильдии ювелиров, если взять общую стоимость всех выпускаемых в России ювелирных изделий, серебряные займут всего шесть процентов от этой суммы, но в общем товарном объеме продукция из серебра показывает уже 60 процентов. То есть это огромный массив рынка, однако пока очень ограниченный требованиями законодательства. Причем, по мнению представителей отрасли, международное законодательство в части регулирования оборота серебряных изделий заметно лояльнее, чем отечественное. И российские производители надеются, что в конце концов какой-нибудь федеральный институт сделает сравнительный анализ этих требований для их оптимизации.
К примеру, сейчас для торговли серебряными изделиями неспециализированный магазин должен обучить своих продавцов, встать на учет в Росфинмониторинге, Федеральной пробирной палате, организовать сейфовую комнату, подключиться к ГИИС ДМДК и, что самое неприятное, перейти на общую систему налогообложения. Естественно, желающих во все это ввязываться нет. Хотя продавать серебряные ложки и тарелки в хозяйственных магазинах, что называется, сам бог велел.
Более того, ювелиры уверены, что на первых порах, если все же произойдет так давно ожидаемая либерализация оборота серебряных изделий, можно эту продукцию, поставленную в магазин, оставлять на учете в ГИИС у производителя, поскольку налоговая служба может абсолютно четко проследить путь любого товара, проданного через кассовый аппарат. Просто для этого нужно объединить две системы - ГИИС и налоговую. То есть сделать еще один шаг по пути цифровизации экономики.