26.09.2023 11:09
Кострома

Ювелиры отмечают заметный рост объемов производства

Текст:  Элина Труханова
Российская газета - Экономика Центрального округа: №216 (9161)
За первую половину 2023 года костромские ювелирные предприятия выпустили и отгрузили продукции на 25,2 миллиарда рублей, что на 30,9 процента выше уровня аналогичного периода прошлого года, в результате в бюджет РФ поступило 2,7 миллиарда рублей - в два раза больше прошлогоднего. Такие цифры называли на прошедшей в начале сентября встрече губернатора Костромской области Сергея Ситникова с местным ювелирным сообществом.
С начала года средний чек покупки в ювелирных магазинах, по данным аналитиков, вырос на 15 процентов. / Александр Демьянчук/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Производство растет, продажи - не очень

В целом отрасль промышленности ювелирной столицы России насчитывает больше 1200 предприятий и индивидуальных предпринимателей. Поэтому складывающаяся здесь ситуация действительно во многом отражает общероссийские тенденции. А они таковы: несмотря на переход с 1 января 2023 года ювелирных производств на общую систему налогообложения, развитие отрасли не остановилось, чего многие опасались.

- Мы видим, что отрасль и предприятия, работающие в Костромской области, адаптировались к изменениям в системе налогообложения. Отмечаем рост объемов промышленного производства, развитие предприятий, - отметил Сергей Ситников. - Есть и сложности. Например, небольшой студии, которую я посетил, пришлось брать дополнительного бухгалтера. По крупным предприятиям в целом ситуация стабильная.

Однако сами бизнесмены-ювелиры оценивают "бурный рост" показателей со сдержанным оптимизмом. Потому что во многом причина этого роста - в банальном скачке цен на золото. Так, по данным Гильдии ювелиров России, с сентября 2022 года по сентябрь 2023-го этот драгоценный металл в России взлетел в цене на 70 процентов с лишним - с 3451,01 до 5899,99 рубля за грамм. А после 24 февраля 2022 года закупочная цена на золото 999-й пробы доходила до 10-12 тысяч за грамм, что просто привело к временной остановке ряда ювелирных производств.

Поэтому, когда турбулентность на рынке драгметаллов более-менее улеглась, предприятия начали наращивать производство, и, согласно информации Росстата, с января по июль 2023 года объем произведенных ювелирных изделий из золота и серебра в России вырос на 38 процентов год к году, составив 82,7 миллиарда рублей в денежном выражении.

Розничные продажи за первый квартал 2023 года выросли только на 1,2 процента. При этом золото за тот же период подорожало на 3,9 процента

При этом розничные продажи никаких особенных успехов не демонстрируют. Аналитики ювелирной компании Sokolov подсчитали, что в 2022 году россияне потратили на ювелирные украшения 301 миллиард рублей, что на девять процентов меньше, чем в 2021-м. Что объясняется в первую очередь уходом из страны мировых и luxury-брендов. Розничные продажи первого полугодия 2023-го вроде бы показали, что ситуация налаживается (141,6 миллиарда рублей, плюс к прошлому году 1,2 процента), но, если учесть, что золото не перестает дорожать, плюс легко превращается в минус.

- Розничные продажи за первый квартал 2023 года выросли только на 1,2 процента год к году. При этом золото за тот же период подорожало в среднем на 3,9 процента, - делает расчеты председатель Ассоциации "Гильдия ювелиров России" Флун Гумеров. - Значит, в натуральном объеме розничные продажи, наоборот, просели примерно на полтора процента. Что и понятно: упала общая покупательная способность населения.

Да и причины резкого роста налоговых поступлений в бюджет, считают в Гильдии ювелиров, надо изучать более детально, потому что показатель «в два раза больше», безусловно, оптимистичный, но, если в основе этого роста лежит только НДС, а не налог на прибыль, это говорит об отсутствии прибыли, а значит, возможности для обновления основных фондов и в целом для развития предприятий.

Налог "зашили" в цену

По мнению представителей отрасли, для сохранения капитала путем вложения его в ювелирные изделия, что характерно для любых неспокойных периодов, у основной массы граждан сегодня нет денег. Кроме того, полтора года назад мерные слитки из драгметаллов стали продаваться без НДС, и многие переключились на такой вариант сбережения средств.

Минпромторг предложил металлургам подумать над снижением цен на арматуру для госстроек

К сожалению, полной картины сегодняшнего рынка ювелирных изделий представители отрасли в последнее время не видят. Согласно полученному в начале сентября ответу Федеральной пробирной палаты на запрос Гильдии ювелиров России, "в связи со сложившейся геополитической ситуацией и в целях защиты отечественного производителя ювелирных и других изделий из драгоценных металлов в настоящее время публикация статистики касательно рынка ювелирных изделий приостановлена".

Но и так очевидно, что, к примеру, средний чек покупки растет: аналитики Sokolov называют цифру в 15 процентов с начала года. И это происходит не только из-за подорожания драгметаллов, но и вследствие перехода небольших ювелирных компаний и ИП, до 1 января 2023 года сидевших на патентной и упрощенной системах налогообложения, на общую налоговую систему.

К примеру, в известной костромской ювелирной студии, где делают эксклюзивные серебряные украшения и сувениры с эмалью и натуральными камнями, из-за налоговых изменений вынуждены были привлечь к работе дополнительного бухгалтера, а выросшие расходы, в том числе на уплату налога, естественно, перетекли в цену продукции.

- Конечно, все это сказалось на стоимости наших изделий, - признает владелец студии Илья Палкин.

Но относительно оптимальный баланс между себестоимостью и розничной ценой украшений студии удается сохранять благодаря выходу на маркетплейс. По словам главы предприятия, если в магазины они поставляют продукцию по оптовой цене, то за пользование электронной площадкой платят всего 10 процентов, то есть работают "почти по рознице".

Достаточно бирки

Главная тревога ювелиров сегодня - ввод с марта 2024 года обязательной физической маркировки ювелирных изделий, то есть нанесение непосредственно на украшение кода Data Matrix. Эту норму планировалось ввести еще с марта 2023-го, но из-за технических сложностей, связанных с внедрением новшества, сроки были перенесены. О том же ювелиры просят и сейчас. Более того, они вообще не видят большого смысла в этой процедуре.

В "Ростехе" рассказали, что в России увеличен выпуск танков, дронов и гиперзвуковых ракет

- Есть мнение специалистов, что никакой необходимости в такой маркировке по самим изделиям нет вообще, так как маркировка любого товара нужна на момент его продажи, а в это время с каждым ювелирным изделием неразрывно связан ярлык, называемый у нас биркой, на котором печатается точно такой же код Data Matrix с уникальным номером данного изделия, - объясняет Флун Гумеров.

Причем представители отрасли подчеркивают, что, если любой покупатель может считать этот код с ярлыка с помощью своего смартфона, зайти на сайт оператора ГИИС ДМДК (Государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. - Прим. ред.) и выяснить все о конкретном ювелирном изделии, то считать Data Matrix с поверхности самого украшения покупатель все равно не сможет, потому что там размер кода будет не больше одного миллиметра.

- Мы полагаем, что достаточно кода на бирке. Да, нам говорят, что бирка может оторваться. Поэтому бизнес готов согласиться с усилением ответственности за продажу ювелирных изделий с оторванной биркой, - замечает председатель Ассоциации "Гильдия ювелиров России". - Еще один вариант - наносить индивидуальный номер на каждую партию ювелирных изделий и несколько цифр от него кодировать и зашивать уже в унифицированный индивидуальный номер (УИН) изделия на бирке, чтобы проверяющий в случае сомнений, не заменены ли бирки, мог их считать и сравнить. Это позволит не увеличивать количество работников, потому что даже для нанесения Data Matrix на бирку нам пришлось добавлять персонал. А сейчас на рынке труда очень нелегко найти людей.

В случае же экспорта физически маркированных драгоценностей в страны, не входящие в ЕАЭС, производителю, возможно, дадут право выбирать, наносить рядом с кодом Data Matrix клеймо Федеральной пробирной палаты или нет, поскольку в некоторых странах клеймо воспринимается как брак изделия. Вопрос о введении добровольного клеймения экспортных украшений тоже сейчас активно обсуждается. Потому что столько печатей на нежном ювелирном украшении - это действительно перебор.

- За рубежом наше клеймо никому не нужно. Отсутствие клейма делает наши изделия лишь более привлекательными за пределами РФ, - уверен костромской бизнесмен Алексей Метельков.

Разделяет озабоченность ювелиров и представитель Костромской облдумы в Совете Федерации Сергей Калашник, заверивший земляков, что обсуждение всех озвученных проблем продолжится на федеральном уровне.

- За решение таких вопросов будем бороться, - заявил сенатор.

Между тем

Пока висит в воздухе, к разочарованию представителей ювелирной отрасли, и вопрос о либерализации оборота изделий из серебра, хотя Владимир Путин в июне назвал этот запрос обоснованным и дал соответствующие поручения. По данным Гильдии ювелиров, если взять общую стоимость всех выпускаемых в России ювелирных изделий, серебряные займут всего шесть процентов от этой суммы, но в общем товарном объеме продукция из серебра показывает уже 60 процентов. То есть это огромный массив рынка, однако пока очень ограниченный требованиями законодательства. Причем, по мнению представителей отрасли, международное законодательство в части регулирования оборота серебряных изделий заметно лояльнее, чем отечественное. И российские производители надеются, что в конце концов какой-нибудь федеральный институт сделает сравнительный анализ этих требований для их оптимизации.

Завод "Соллерс" в Приморье возобновил серийное производство автомобилей

К примеру, сейчас для торговли серебряными изделиями неспециализированный магазин должен обучить своих продавцов, встать на учет в Росфинмониторинге, Федеральной пробирной палате, организовать сейфовую комнату, подключиться к ГИИС ДМДК и, что самое неприятное, перейти на общую систему налогообложения. Естественно, желающих во все это ввязываться нет. Хотя продавать серебряные ложки и тарелки в хозяйственных магазинах, что называется, сам бог велел.

Более того, ювелиры уверены, что на первых порах, если все же произойдет так давно ожидаемая либерализация оборота серебряных изделий, можно эту продукцию, поставленную в магазин, оставлять на учете в ГИИС у производителя, поскольку налоговая служба может абсолютно четко проследить путь любого товара, проданного через кассовый аппарат. Просто для этого нужно объединить две системы - ГИИС и налоговую. То есть сделать еще один шаг по пути цифровизации экономики.

Кострома