"Было время, когда водители такси лучше всех знали город, - рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. - В некоторых городах мира таксисты и сейчас могут не только в любую точку доставить, но и экскурсию провести". В Москве же и других наших миллионниках коренные горожане редко идут на работу в такси. По оценкам лидера движения "Синие ведерки" Петра Шкуматова, водители такси в наше время процентов на 70 зависят от навигатора.
Впрочем, и москвичам за рулем приходится непросто без гаджета: во дворах шлагбаумы, на дорогах постоянные перекрытия и ограничения. Но основные локации горожане помнят и доставят пассажира, даже если навигация выйдет из строя на фоне ситуации с беспилотниками. К тому же москвичам понятна логика топонимики: например, улица Римского-Корсакова соседствует с улицей Мусоргского, а за улицей Декабристов стоит искать улочки Пестеля и Бестужевых. Но что для них эпизоды родной истории, то для приезжих - просто слова и стрелочки на дисплее.
Так все чаще пассажиры в столице встречаются с таксистами, которые не понимают, где улица Тверская, а где Тверские-Ямские, или как это - проехать на Петровку по Успенскому переулку. Все эти конфузы должны были исчезнуть с 1 сентября, когда одновременно вступили в силу федеральный и московский законы о такси.
Несколько регионов, в том числе и Москва, приняли собственную норму об аттестации водителей на знание города, подчеркнула председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Тем не менее аттестация на знание топонимики и достопримечательностей до сих пор не проводится. В пресс-службе дептранса это объяснили тем, что соответствующий регламент еще разрабатывается. Поэтому пока нельзя сказать, как и в какой форме таксисты будут сдавать экзамен. Согласно одной из статей столичного закона о такси, никто из заваливших такой зачет не сможет получить разрешение на таксомоторную деятельность.
"В нашем понимании аттестация должна соответствовать современным реалиям, - комментирует Зарипова. - Проводиться в электронном виде, не занимать много времени. Хорошо бы предоставить возможность сдать экзамен в удаленном формате". По неофициальным данным, в Москве планируют для подобного тестирования как раз электронную платформу. Проблема в том, как исключить подсказки: ведь экзаменуемый на удаленке может просто "нагуглить" информацию.
Сиюминутно ситуация не изменится, говорят в Общественном совете по развитию такси. Аттестовать предстоит десятки тысяч водителей. Это огромный объем работы с точки зрения организации, трудозатрат и финансов, уверена Зарипова. Поэтому Совет настаивает на переходном периоде: водители должны успеть подтянуть знания. Если его не дать, на линии может оказаться недостаточно водителей, прошедших аттестацию, что приведет к росту цен на такси, опасается собеседник "РГ".