27.09.2023 20:10
Авто

Депутаты одобрили законопроект об отказе от двойного НДС при продаже автомобиля

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №219 (9164)
В профильном комитете Госдумы по бюджету одобрили законопроект, который отменяет двойной НДС при перепродаже автомобилей. Поможет ли это снизить стоимость подержанных машин для конечного покупателя?
Читать на сайте RG.RU

Что предлагают? Сейчас, по мнению депутатов, да и дилеров, есть некие недочеты в налоговом законодательстве. В частности, создает дополнительные препятствия в сегменте CBBC-сделок (client to business to business to client) для подержанных автомобилей. В переводе это означает - клиент - бизнесу, бизнес - бизнесу, бизнес - клиенту.

Что это означает на практике? Автовладелец продает свою машину по трейд-ин дилеру в Москве. В Москве рынка на эти машины нет. Зато на них есть спрос в Челябинске. Но у дилера нет там своего филиала. Тогда он перепродает машину автосалону, который находится там.

И тут происходит первое начисление НДС. Автосалон перепродает авто клиенту. И тут снова начисляется НДС. Для последнего покупателя машина обходится, как минимум, на 40 процентов дороже, чем была принята дилером.

Разберем на простейшем примере. Машина была принята за 800 тысяч рублей. Дилер накинул 200 тысяч и перепродал ее другому дилеру. Но тот заплатит за нее 1,2 миллиона, с учетом НДС. А он заложит свою маржу в 200 тысяч. Но с учетом НДС машина будет выставлена в продажу по цене 1,68 миллиона рублей. В общем, для последнего покупателя машина доходит с ростом стоимости более чем в два раза. Вот именно эту схему предлагается сломать. Законодатели и предлагают отказаться от двойного налогообложения. То есть убрать второй НДС.

Дилеры спрогнозировали рост цен на машины в России

Как прокомментировал это депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Никита Чаплин, законопроект распространяется только на подержанные автомобили с пробегом. Это обусловлено тем, чтобы продавцы не искали лазейки в законодательстве и не пытались вообще избежать уплаты налогов. К тому же, в феврале 2023 года зафиксировано сокращение продаж автомобилей на 43% по сравнению с прошлым годом.

По словам депутата, сейчас важно поддержать отрасль и настроить налоговое законодательство так, чтобы "не зажимать" людей в жесткие рамки, а скорее наоборот - ослабить давление, чтобы рынок не боялся легальных и чистых сделок.

Однако, надо учитывать, что НДС возвращается. Таким образом дилеры не только получают прибыль от продажи автомобилей, но еще и возвращают уплаченный налог. Который, кстати, оплатил автолюбитель, купивший машину последним в этой цепочке. Так что автовладелец платит сполна, а не автосалон.

Как вам это?

Максим Кадаков, редактор журнала "За рулем":

- Машины в результате не подешевеют. Чем больше бэушных автомобилей затягивается под дилеров, тем они дороже становятся. И каждая перепродажа все равно поднимает цену.

Продажа подержанных машин через дилеров - это более цивилизованная и удобная форма продажи. Но при нынешнем дефиците автомобилей дилеры в любом случае будут их продавать по максимальной рыночной цене. Вне зависимости от двойного или "справедливого" НДС.

Игорь Моржаретто, автоэсперт:

- Это станет более удобной системой для автодилеров. Позволит снизить издержки. И позволит снизить стоимость подержанных машин для конечного потребителя.

Госдума Легковые авто