Аккаунт как зеркало души
Директор по разработке ООО "ЦИТ" Сергей Титов объясняет: все, что попало когда-либо в интернет, не скрыть, в Cети все тайное становится явным. На этом и строится работа информсистемы "Деймос", которая ежедневно в автоматизированном режиме обследует цифровое пространство.
- Если кто-то кого-то обижает, программа это улавливает, сообщает и автоматически предлагает нам пути решения, - уточнил Сергей Титов. - При этом вся информация проходит тщательную перепроверку психологами. Ведь искусственный интеллект - это программа и без вердикта людей не обойтись. К тому же речь идет о щекотливых вопросах, где ошибки недопустимы.
Министр образования и науки РБ Айбулат Хажин рассказал, что информсистема уже проанализировала более 12 миллионов аккаунтов в различных мессенджерах (в том числе и пользователей из других регионов и тех, у кого по несколько ников).
- Благодаря этой работе удалось выявить детей, склонных к суицидальному поведению. В ряде случаев ни педагоги, ни родители на тот момент еще не заметили угрозу. С этими ребятами очень аккуратно поработали психологи и служба медиации. При этом опасное состояние подтвердилось не у всех, - рассказал Айбулат Хажин.
Анализируя соцсети, система также выявила 313 аккаунтов с признаками вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы и не только.
Кстати, сейчас IТ-специалисты разрабатывают новую цифровую платформу, где дети и родители смогут анонимно сообщить о фактах травли.
Советник поможет
По данными минобрнауки РБ, в прошлом году зафиксировано 15 случаев травли детей в школах и колледжах, в этом году - девять.
Так, "РГ" уже писала об учительнице начальных классов, которая использовала в воспитательных целях совсем не педагогичные методы в виде мыла и скотча ("РГ-Неделя. Башкортостан" от 06.09.2023). Но чаще всего конфликты возникают между детьми. Считается, что решать эти проблемы должны в первую очередь психологи. Только они есть не в каждой школе: на 1,3 тысячи образовательных организаций в республике приходится 950 психологов. Зато в каждой школе теперь работает советник директора по воспитанию. Именно к ним чиновники от образования рекомендуют обращаться в случае конфликтных ситуаций в коллективе.
- В течение прошлого учебного года и в летний период мы провели обучение советников директоров школ. Они изучали в том числе и способы нивелирования и предотвращения буллинга в школах. Мы отрабатывали с ними различные штатные и внештатные ситуации, в которых может оказаться ребенок, они знают, как правильно реагировать и не допускать развития конфликта, - отметили в минобрнауки РБ.
Также эксперты советуют не замалчивать проблему, ведь последствия травли могут быть печальными.
Эмоции под контроль?
Пока взрослые пытаются бороться с буллингом с помощью информационных технологий и искусственного интеллекта, сами дети предлагают работать над эмоциями.
- Мы провели исследование среди 20 тысяч детей. Один из вопросов был о том, что нужно сделать, чтобы в школах было меньше проявлений агрессии. Многие ребята отметили: необходимо учить их работать с эмоциями и конструктивно разрешать конфликты. Особенно это необходимо вспыльчивым детям. Также школьники считают, что нужно создать нетерпимость к буллингу в образовательной организации в целом, - подчеркнула главный внештатный педагог-психолог минобразования РБ Лилия Халикова.
По ее мнению, часто перфекционизм мешает взрослым признать проблему. Ведь даже в самой лучшей школе и у лучшего учителя в классе может возникнуть непростая ситуация - просто потому, что там учатся незрелые люди.
Помимо этого, опрошенные подчеркнули важность насыщенной мероприятиями жизни в школе, когда дети и взрослые объединяются для достижения единой цели.
Интересно, что, по мнению психологов, решить проблему с буллингом поможет совместный просмотр фильмов и советуют начать, к примеру, с киноленты Ролана Быкова "Чучело".
- Чаще всего агрессор не понимает состояния своей жертвы. А с помощью таких фильмов все дети, в том числе и свидетели буллинга, смогут сделать свои выводы, по-новому взглянуть на ситуацию, - говорит Лилия Халикова.
Также она рекомендует учить ребят правильно реагировать на агрессию, лучше всего с юмором.
- Действия обидчика обычно направлены на то, чтобы спровоцировать жертву, а если ответить шуткой, агрессор не достигает своей цели, - объясняет психолог.
Кто защитит учителя
Недавно в одном из уфимских колледжей разразился скандал из-за появления в сети видео, где педагог заматывает голову ученика скотчем. В итоге преподаватель был вынужден уволиться.
Конечно, педагог был неправ: такое поведение непозволительно. Но оказалось, что ситуация не столь однозначна.
- Я лично изучал все обстоятельства этого инцидента, просмотрел все видео, снятые во время урока. Оказалось, что это был, как говорит молодежь, настоящий пранк, то есть злой розыгрыш, провокация. Один студент в течение целой пары выводил из себя педагога: пел на уроке песни, вставал на парту, не реагировал на замечания. Второй юноша все это снимал на телефон, ожидая, пока преподаватель выйдет из себя. Конечно, для педагога это недопустимое поведение, но и для учеников - неприемлемое, - говорит министр образования и науки РБ Айбулат Хажин.
В итоге преподаватель, кстати, очень хороший и грамотный педагог, судя по отзывам студентов и коллег, уволилась. А те, кто издевался над ней, по-прежнему учатся в том же колледже.
Ильмир Ганиев, завотделом по делам несовершеннолетних аппарата правительства РБ:
- Буллинг - явление не новое. Несмотря на то что в законодательстве нет такого определения, последствия травли в виде причинения физических и телесных повреждений, порчи имущества, клеветы преследуются законом. За все это предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Ольга Панчихина, уполномоченный по правам ребенка в РБ:
- Буллинг может начаться в любом детском коллективе. Ситуацию нельзя замалчивать, иначе она будет только расти. Первый сигнал, что у ребенка что-то не так, - его нежелание идти в школу. Родителям вначале стоит поговорить с классным руководителем, а потом можно обсудить проблему с директором или завучем. Перевод ребенка в другую школу - крайняя мера. Невозможно, да и нельзя всегда убегать от проблем.
Проконсультироваться и получить советы как дети, так и взрослые могут круглосуточно по телефону доверия 8-800-2000-122.
Кстати
На базе БГПУ им. М. Акмуллы работает Центр психолого-педагогической и консультационной помощи "Мы вместе". Его высококвалифицированные специалисты готовы бесплатно проконсультировать родителей по любым волнующим их темам очно в Уфе на улице Чернышевского, 25/1 (5-й корпус) ежедневно с 9.00 до 18.00. Необходима предварительная запись по телефону 8-800-23-44-765, звонок бесплатный. Также можно написать на электронную почту: ppsbgpu@mail.ru