28.09.2023 11:44
СЗФО

Повышение спроса на новые машины поможет перезапустить автопром

Текст:  Марина Ледяева (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №216 (9161)
Продажи новых легковых автомобилей в регионах восстановились после прошлогоднего падения. За восемь месяцев 2023-го продано 600 тысяч машин "с конвейера", а по итогам года эксперты ожидают миллион. СЗФО вносит большой вклад во всероссийский автошопинг прежде всего за счет Петербурга и Ленобласти. Только в августе их жители купили более 7300 новых автомобилей - в три раза больше, чем за этот же период прошлого года. Причем в Северной столице китайские марки вышли на первое место по популярности.
Читать на сайте RG.RU

Именно "китайцы" заменили на авторынке РФ ушедшие бренды, отмечают исследователи. По данным ассоциации "Российские автомобильные дилеры", до 2022 года в стране работало порядка 60 брендов, в том числе 4 российских и 12 китайских. Остальные представляли страны Западной Европы, США, Японию, Южную Корею и другие государства. В прошлом году вся последняя группа покинула Россию.

- Конечно, это не могло не сказаться на рынке - продажи резко упали, - отметил президент ассоциации Алексей Подщеколдин на площадке ВЭФа. - С тех пор китайских брендов прибыло: сегодня их в России уже 20. И, скорее всего, это число будет расти, поскольку в самом Китае насчитывается 80 автомобильных брендов.

При этом на нашем рынке все равно сохраняется дефицит новых автомобилей. Чтобы его по-настоящему "разогнать", надо продавать более двух миллионов машин в год, считают эксперты. То есть сегодня не хватает порядка 1,4 миллиона автомобилей. А дефицит всегда провоцирует рост цен, делает вывод Алексей Подщеколдин.

По прогнозам, в ближайшее время продажи новых легковушек могут снова "притормозиться": этому будет способствовать подорожание не только самих машин, но и автокредитов - в связи с повышением ключевой ставки ЦБ.Весь год их число росло, но в августе немного снизилось: в Петербурге - на 4 процента, до 4100 кредитов (это третье место по стране). Однако в среднесрочной перспективе все же планируется выход на продажу россиянам полутора миллионов новых авто в год.

АвтоВАЗ запустил продажи Lada по заводской цене

Это необходимо и для того, чтобы перезапустить отечественный автопром. Во многом он держится на сборке тех же "китайцев", но вовсю повышает степень локализации и старается создавать свои бренды. К примеру, электромобиль E-Neva, который планируют выпускать в Петербурге с 2026 года, полностью разработан в этом городе.

Однако создание оригинальных автомобильных платформ - очень сложный и дорогостоящий процесс. Платформа - это набор основных компонентов, типовых решений и оборудования для создания автомобиля. На одной платформе можно выпускать целый ряд моделей.

- Это работа тысяч опытных инженеров, - подчеркнул представитель крупного российского автопроизводителя Сергей Громак. - Периодически некоторые компании заявляют, что представят абсолютно новую платформу через год-два. В таких случаях надо поинтересоваться: а сколько у вас инженеров? Если 50-100 - это фейк. К тому же на создание новой платформы сегодня требуется сумма, эквивалентная миллиарду долларов. Поэтому очень немногие автопроизводители могут этим заниматься. Из-за огромных затрат компании стараются как можно больше моделей сконцентрировать на одной платформе.

В среднесрочной перспективе планируется продавать внутри страны 1,5 миллиона новых авто в год

Возникает вопрос: а надо ли тогда создавать отечественные платформы - может, лучше покупать лицензии на зарубежные? Второй вариант - для автопрома путь в никуда, это отсутствие развития, уверены эксперты. Но для создания платформ нужна господдержка, и в том числе - поддержание спроса на автомобили. Если он начнет падать - есть смысл профинансировать льготное автокредитование, считают представители отрасли.

Нехватка кадров - одна из главных проблем автопрома. Но многое зависит от места производства. Например, у петербургской автомобильной промышленности кадры есть, но после ухода зарубежных собственников она или находится в процессе перезапуска, или только ожидает его. Это единственная в городе отрасль, которая в 2022-м полностью встала. Однако ситуация выправляется. Так, на бывшем заводе Nissan начали сборку автомобилей Lada, до конца 2023-го планируют выпустить 10 тысяч машин. Сколько будут собирать в перспективе - зависит опять же от спроса.

В России в 2 раза выросло производство легковых авто

На бывшей площадке Toyota в Петербурге собираются запустить производство электромобиля E-Neva, грузовых автомобилей и электрических микрокаров. А судьба заводов Hyundai, которые уже полтора года находятся в простое, должна решиться до конца сентября. Среди претендентов на них - калининградский "Автотор", предложивший свою программу перезапуска.

В ассоциации российских дилеров предложили развивать отечественный автопром по китайскому сценарию. Если в России сегодня производится 450 тысяч автомобилей, то в Китае - 26 миллионов.

- Это самый свежий пример автомобильного чуда, - считает Алексей Подщеколдин. - Китай привлек передовых мировых производителей и лучших дизайнеров, а также повысил продажи автомобилей. Большие объемы запускают производство комплектующих, поскольку выпуск любой детальки становится выгодным. Поэтому нам не надо закрывать рынок специальными сборами. Пусть продается много машин, тогда возникнет конкуренция и цены начнут падать.

Однако сенатор Константин Долгов с этим не согласился:

- Если мы откроем все шлюзы для ввоза автомобилей, то через два года не увидим даже элементов собственной автомобильной промышленности. Да, рынок будет наполнен, но ничего российского на нем не останется. У нас уже был печальный опыт с французами, которые просто разнесли наш автопром. Мы должны развивать сеть своих автомобильных производств, в том числе электроники. Это поможет и насыщению рынка, поскольку наши автомобили стоимостью полтора миллиона рублей представляют бюджетный сегмент. А китайские продаются по четыре-пять миллионов, - отметил представитель СФ.

Кстати

Для поддержки отечественных производителей подготовлен законопроект о требованиях к локализации производства автомобилей, которые используются в качестве такси и в каршеринге.

СЗФО