Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России рассмотрела иск вдовы некоего жителя Оренбурга, скончавшегося от алкогольного отравления. Летом 2021 года он взял ипотеку. Как это обычно бывает в таких случаях, он застраховал жизнь и здоровье. Без этого банки ипотечные кредиты не выдают.
Менее чем через три месяца случилась беда. Мужчины не стало. Как установило следствие, он купил "спиртосодержащий продукт, разлитый в пластиковую тару, не имеющую маркировки и этикеток... принес вышеуказанную жидкость в кафе, где добровольно и без посторонней помощи" распил ее, получил острое алкогольное отравление и умер. Эксперты нашли в жидкости метанол. На продавца завели уголовное дело по статье о производстве товаров, не отвечающих требованиям безопасности.
Однако страховая компания отказалась погашать кредит по ипотеке. Сумма задолженности на тот момент превышала 2 миллиона рублей. Вдова мужчины обратилась в суд. Нижестоящие инстанции ей отказали, сославшись на то, что в договоре страхования были прописаны исключения. Однако Верховный суд указал, что суды не разобрались в используемых в договоре терминах, а "условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства". Высокий суд подчеркнул, что мужчина купил разрешенный к продаже продукт, а не добровольно употреблял токсические вещества. То, что продавец оказался нечистоплотным, не снимает ответственности со страховой компании. Вины мужчины в трагедии не было.
"Факт приобретения спиртосодержащей жидкости, разрешенной к употреблению у продавца, осуществлявшего предпринимательскую деятельность, связанную с продажей продуктов питания, не свидетельствует о добровольности приобретения для последующего употребления токсических веществ (метанола) с осознанием возможных последствий", - поясняется в определении. Поэтому Верховный суд России отправил дело на пересмотр.