Все это впереди, а пока - конкурс. В нынешнем году он проходит в подмосковной Гимназии им. Примакова, одной из лучших школ, руководит которой Майя Майсурадзе - победитель конкурса "Директор года России-2021". Во втором туре соревнуются пятнадцать учителей, которых жюри выбрало из 90 участников. Корреспонденты "РГ" подсмотрели, как проходят соревнования.
Огромная гимназия встречает надписью на стене: "Слабый всегда уступает дорогу сильному, и только самый сильный уступает дорогу всем". Говорят, эту фразу любил повторять сам Евгений Примаков, чье имя носит школа. Кстати, миссия гимназии - создавать среду для воспитания лидеров, способных менять мир к лучшему. Самое место для конкурса "самых-самых" педагогов страны.
Кто они? Давайте знакомиться. Среди пятнадцати лауреатов - пять словесников, три учителя иностранных языков, два физрука, двое физиков, историк, математик и педагог начальных классов. Девять мужчин и шесть женщин. Все разные, но все буквально "горят" своим делом.
Пока они не до конца верят, что лучшие, - это видно по тому, как они волнуются. Как проговаривают про себя тексты своих выступлений... С раннего утра и до вечера у "пятнашки" идет испытание "Мастер-класс". Здесь учителя уже не на уроке и слушают их не школьники, как в первом туре. Здесь в зале - коллеги, профессионалы, и конкурсантам нужно показать свое мастерство, поделиться новаторскими идеями, доказать эффективность своего метода. Тему, форму проведения мастер-класса они определяют самостоятельно. На все про все - двадцать минут. И еще десять - на ответы членов жюри. Кто-то выбирает формат лекции, а кто-то проводит импровизированный урок, где в роли учеников - коллеги-педагоги.
Цифрой и словом
Именно так провел свой мастер-класс учитель математики Лицея Иннополис из Татарстана Арман Костанян. В начале выступления Арман Артурович предложил с помощью QR-кода на экране ответить на вопрос: "На каком уроке дети чаще всего встречаются с экспериментом?" Результаты не обрадовали. Лидерами опроса стали химия и физика. А вот графа "математика" оказалась почти в самом низу. Но ведь и здесь возможны эксперименты. На уроке они помогают удерживать внимание детей. Как?
Сначала Арман Артурович, как фокусник, выложил на стол из белого ящика книгу, кошелек, стеклянную крышку, пластиковый куб и бутылку воды.
Для первого учебного эксперимента он выбрал бутылку, а "ученикам" выдал крышку и книгу. Через вопросы о свойствах предмета - высоте, ширине, объеме - учитель выстроил целый "маршрут", который привел всех к математическому исследованию и дальше - к теме экологии. Так какой должна быть идеальная пластиковая бутылка? Оказывается, круглой!
"Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится", - эта фраза легендарного педагога Константина Ушинского стала девизом Армана Костаняна. Как думаете, что общего у поэзии и геометрии? На уроке у Костаняна можно узнать и это.
- Однажды на основе стихотворения Александра Блока "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" мы изучали геометрию. Как? Ночь - это пространство, улицы - параллельные прямые, фонарь - перпендикулярная прямая, аптека - куб. Получился геометрический рисунок, по которому я уже составлял какие-то задачи с детьми, - рассказал педагог. - Основная задача - привлекать внимание детей, удовлетворять их любопытство. Самое главное - чтобы ребенок не просто получал знания, а хотел их получать.
Не просто конфета
Юлия Чистякова, учитель французского и английского языков из ярославской школы N 42 им. Н.П. Гусева с самого детства играла в "школу": рассаживала вокруг себя игрушки, проводила уроки и аккуратно записывала отметки в журнал.
- А по-другому и быть не могло в семье-династии учителей в пятом поколении, - делится Юлия. - Большинство педагогов в моей семье были учителями русского языка и литературы. Но я мечтала, как буду встречать учеников какой-нибудь иностранной фразой.
По мнению Юлии Чистяковой, быть учителем - это не просто красивая обертка от конфеты, это невероятный труд и ответственность.
- В наших руках воспитание людей, которые будут вершить историю, и от наших слов и поступков зависит очень многое. Учитель продолжается в своем ученике, - считает учитель.
А вот Ольга Пиреева учит самых маленьких учеников в школе N 2 города Калтана Кемеровской области.
- Я в детстве была бунтаркой и заводилой, но от бабушки часто слышала: "Ты ответственная, справедливая, умеешь находить общий язык с людьми. Ты была бы хорошим учителем" - вспоминает Ольга.
Однако в школу попала не сразу: сначала получила диплом менеджера, поработала воспитателем. Даже попробовала себя в журналистике. А потом поняла: бабушка была права. И выучилась на педагога начальных классов. То, чем занималась прежде, пошло бонусом в копилку опыта.
Делай, как я
Антон Кандауров, учитель физкультуры из Луганской Народной Республики. В прошлом году был добровольным участником боевых действий в зоне проведения специальной военной операции. "Всегда быть достойным примером для своих учеников, оставить в их сердцах теплый след, пробудить в их умах желание к саморазвитию и самообразованию!", - вот кредо Антона Владимировича.
Он уверен: каждый ребенок должен научиться самостоятельно заниматься физкультурой.
- Именно учитель физической культуры должен сформировать привычку к систематическим самостоятельным занятиям спортом. И не только в школе - привычка должна остаться на всю жизнь, - говорит Кандауров. - Физкультура считается второстепенным предметом, но это, конечно, не так. На физкультуре закладывается база здорового образа жизни. Мне, как учителю-предметнику, обидно, когда мой предмет воспринимают немного несерьезно. Поэтому своим собственным примером буду разубеждать и доказывать.
Потрогать историю
Учитель истории и обществознания из Ленинградской области Павел Гурьянов мастерит копии исторических артефактов.
- Я создаю точные копии артефактов и использую на уроке. Возить каждые две недели детей в музей накладно и сложно, а очень хочется, чтобы они в буквальном смысле могли прикоснуться к истории. Не просто смотрели бы на экран или на картинку, а могли подержать в руках древнюю монету, подкову, обломок меча или наконечник стрелы, - рассказал "РГ" Павел Гурьянов. - Это резко повышает интерес к исторической дисциплине. Делаю все своими руками - никаких 3D-принтеров. Иногда делаем и вместе с детьми - вырезаем по дереву или отливаем из олова.
Удивляюсь, как современный учитель, загруженный "по уши", успевает еще и дома что-то мастерить. Но слушаю и понимаю. Да, современный учитель максимально загружен, и тем не менее все равно все успевает, потому что настоящая учительская работа, как бы это высокопарно не звучало, - это призвание.
- А когда есть призвание, время не имеет особого значения. Мы этим живем, - говорит Павел Гурьянов.
Конкурс "Учитель года России"Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, председатель Большого жюри конкурса "Учитель года":
- Каждый год, а я в жюри уже 28 лет, конкурс совершенствуется и приобретает новое лицо. Меняются методики, мастер-классы и манера их проведения. В этом году особо отчетливо конкурс стал публичным. Во-первых, идет прямая трансляция. Во-вторых, обязательно после каждого выступления задают вопросы члены детского и родительского жюри. Наши учителя-финалисты уже по-другому подготовлены. Они больше владеют современными технологиями, не только цифровыми, но и методическими. Очень сильные финалисты, некоторые просто впечатлили своей глубокой фундаментальной подготовкой. Я как ученый могу говорить с ними на равных.