02.10.2023 21:10
Экономика

Количество посетителей в торговых центрах до сих пор не вернулось к показателям 2019 года

Текст:  Марина Трубилина
Российская газета - Федеральный выпуск: №222 (9167)
Количество посетителей в торговых центрах до сих пор не вернулось к показателям допандемийного 2019 года, сообщают участники рынка.
Читать на сайте RG.RU

По показателям Mall Index компании Focus, количество посетителей на единицу площади торговых центров (ТЦ) в этом году в городах с населением от 500 тысяч до 1 млн человек на 2% превышает показатели того же периода 2022 года. В городах, где от 250 до 500 тысяч жителей, показатели сопоставимы с прошлогодними. При этом по сравнению с 2019 годом число посетителей сейчас меньше на 20-21%.

Рынок реагирует на это снижением числа строящихся торговых объектов. Так, ввод торговых центров в Москве в нынешнем году стал минимальным с 2013 года, подсчитали в IBC Real Estate. В этом году было запущено 52 тыс. кв. м качественных торговых площадей. Это на 32% меньше, чем за три квартала 2022 года. В целом за год, по прогнозам компании, отставание от прошлого года будет в 11%.

По данным NF Group, по итогам первого полугодия объем ввода нового предложения торговых центров в столице снизился на 29% относительно того же периода прошлого года. Однако до конца ожидается ввод в эксплуатацию 12 качественных торговых центров с суммарной арендопригодной площадью в 130 тыс. кв. м. При условии реализации всех заявленных проектов объем нового предложения будет превышать показатель прошлого года на 5%. Но планы девелоперов могут продолжить меняться, считают эксперты. На конец первого полугодия перенесенный ввод составил 49 тыс. кв. м (примерно 28% от анонсированного строительства на начало года).

К концу 2023 года прогнозируется снижение доли свободных площадей в ТЦ. Пик доли вакантности в торговых центрах пройден, далее прогнозируется снижение до значений допандемийного 2019 года, считает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.

Число посетителей торговых центров до сих пор не восстановилось до допандемийного уровня: по сравнению с 2019 годом покупателей сейчас меньше на 20%

По торговым центрам ударило сначала развитие онлайн-торговли в пандемию, позже - уход иностранных брендов (это коснулось прежде всего наиболее крупных ТЦ).

В 2020 году ТЦ стали переходить на взимание платы за аренду площадей как процент от товарооборота - тогда этого потребовали арендаторы, пострадавшие от закрытия ТЦ в пандемию. В 2022 году такая схема расчета негативно сказалась на ТЦ, когда многие иностранные бренды закрыли свои магазины, но не освободили площади.

Эксперты прокомментировали попадание западных брендов в рейтинг крупнейших иностранных компаний в РФ

Сейчас понятие "ставки аренды" в большинстве торговых центров ушло в прошлое, говорит руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. Фиксированные арендные ставки, иногда даже в валюте, на столичном рынке остались примерно в 7% ТЦ. Процент от товарооборота, который сейчас взимают владельцы ТЦ, варьируется от 2% до 15%. Чаще всего это 2-3%, максимум 5%. При этом товарооборот в этом году во многих ТЦ на 20-25% выше, чем прогнозировалось. Соответственно, и доход ТЦ на 20-25% больше.

Конечно, ТЦ больше хотели бы иметь фиксированные и более прогнозируемые доходы, отмечают в IBC Real Estate. Однако сейчас сложный период для ретейла и они идут на компромиссы с арендаторами.

Бизнес