От проходной до кофейни
Эта улица в Таганском районе удивительна сама по себе. С одной ее стороны стоят старенькие двухэтажные особнячки, образующие единый длинный фасад, как в каком-нибудь уездном купеческом городе. Но стоит повернуть голову в другую сторону, как видно лишь типовые советские многоэтажки панельных домов. Так, на одной улице встречаются две эпохи, причем обе уже - история.
За фасадами старинных особняков прячется целый квартал, который долгие годы занимала промзона . Даже идущий сквозь нее Гжельский переулок был украден у города - часть его с одной стороны закрывали глухие железные ворота, а с другой - шлагбаум с будкой охраны. Сейчас переулок открыт для всех, а в будке закрытого КПП работает кофейня.
Скоро рядом с ней откроется и лофт-квартал, созданный на месте завода "Мосхимфармпрепараты" им. Н.А. Семашко. История этого предприятия началась именно на этом месте в 1882 году. В собственном доме на улице Вороньей, как тогда называлась улица Сергия Радонежского, московский купец первой гильдии Роман Кёлер открыл фабрику фармацевтических принадлежностей. Она стала первым в России промышленным предприятием по выпуску лекарств и проработала больше века.
Зачем нужны "штурвалы"?
Но в последние годы лекарств тут уже не делали - завод стоял закрытым, его оборудование в цехах покрылось пылью. За реновацию промзоны взялся застройщик, который решил сохранить постройки и превратить их в большой офисный квартал.
Например, старую котельную архитекторы превратили в арт-объект - выкрасили стены в золотой цвет, а часть из них заменили на стеклянные витрины. Теперь за работой котлов можно наблюдать снаружи - своеобразный аттракцион. Со старого цеха сняли слой штукатурки, под которым обнаружился еще дореволюционный кирпич. Но удивил архитекторов даже не он, вспоминает руководитель архитектурного бюро WALL Рубен Аракелян: "Мы заметили, что в стены некоторых построек снаружи вмонтированы круглые металлические предметы, внешне напоминающие "штурвалы". Оказалось, что это старинные элементы усиления конструкций. Исторически они стягивали здания, обеспечивая преднапряжение".
Эти "штурвалы" решили оставить, как и голую кирпичную кладку, - теперь они украшают стены и вызывают вопросы у случайных гостей. Их, кстати, скоро должно стать больше - главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов говорит, что доступ сюда будет открытым. "В проекте были максимально сохранены исторические фасады и кирпичная кладка внутренних пространств, характерные для архитектуры ХIХ века", - подчеркивает он. Можно сказать, когда-то эти стены работали для того, чтобы лечить людей, а теперь люди сами их вылечили, отреставрировав.
Больше того, во время работ в краснокирпичном здании со "штурвалами" нашли "секретный" подземный этаж. По сути, подвал, но у него есть окна, выходящие на лестницу, ведущую под землю. Сейчас там идет ремонт, и у "подземелья"тоже появятся арендаторы.
Есть и первые арендаторы в переделанных под офисы цехах. Здесь работает, например, архбюро WALL - его сотрудникам так полюбился проект, над которым они работали, что решили в нем и остаться. Постепенно открываются кафе и рестораны, заезжают другие компании - в перспективе здесь планируют проводить мастер-классы, лекции, встречи и другие активности. То есть пространство будет общественным. В том числе поэтому здесь, например, оборудовали приватный внутренний двор, засыпанный мелким белым камнем.
В следующем году застройщик планирует реконструировать и вторую часть промзоны - она тоже будет открытой, а здания постараются сохранить и приспособить для современного использования.
Это не единственный уголок старины, появившийся в Таганском районе за последние годы. Например, в пяти минутах ходьбы от улицы Сергия Радонежского есть улица Школьная - одна из-за самых необычных пешеходных улиц Москвы. Автомобили оттуда "выселили" в 2019 году, а стоящие с обеих сторон двухэтажные старинные особняки отреставрировали. У каждого особняка похожая планировка - два этажа и въездные ворота, предназначенные для лошадей. Дело в том, что много лет назад здесь останавливались обозы, шедшие по Владимирской дороге, которую сейчас называют шоссе Энтузиастов.