Как сообщили "РГ" в Банке России, предметно обсуждать создание системы обязательного страхования гражданской ответственности пользователей таких средств индивидуальной мобильности можно только после решения комплекса задач, прямо не относящихся к страховому законодательству. В частности, нужно решить вопросы идентификации таких пользователей и владельцев этих средств, установить порядок фиксации ДТП с их участием, а также ужесточить требования к эксплуатации средств индивидуальной мобильности.
При этом там отметили, что страхование - лишь компенсационный механизм. Он позволяет возместить потерпевшему вред, который может быть причинен по вине пользователя транспортного средства. Внедрение страхового инструмента - это не способ обеспечения безопасности дорожного движения и снижения количества такого рода ДТП.
В Российском союзе автостраховщиков поддерживают такую позицию. Сейчас электросамокаты не подлежат регистрации в ГИБДД, а управлять ими может любой человек.
Но страхование ответственности владельцев электросамокатов может быть эффективной защитой прав пешеходов только в случае, если застрахована ответственность всех владельцев электросамокатов. Но при отсутствии их обязательной регистрации не ясно, как обеспечить контроль за выполнением обязанности по страхованию.
Кроме того, если у автомобиля есть госномер, что позволяет в случае ДТП установить собственника автомобиля, при управлении которым был причинен ущерб, то для электросамокатов этого нет. И определить собственника, страховщик ответственности которого должен будет произвести выплату, может быть затруднительно.
Поэтому чтобы ввести страхование ОСАГО электросамокатов, потребуются существенные изменения нормативной базы, и не только в части страхования, но и в части регистрации транспортных средств и безопасности дорожного движения. Кроме того, сейчас закон об ОСАГО оговаривает, что не должна быть застрахована по ОСАГО ответственность владельцев транспортных средств, не подлежащие госрегистрации, его тоже потребуется каким-то образом пересмотреть.
Сейчас во всех кикшеринговых самокатах действует страховка при поездках, рассказывают представители отрасли.
"Например, при старте поездки в Whoosh каждый пользователь получает предложение включить услугу страховки", - рассказали "РГ" в сервисе. Стоимость услуги составляет 35 рублей за поездку и покрывает 500 тысяч ущерба пользователю, 100 тысяч ущерба имуществу пользователя и 300 тысяч третьему лицу, если оно пострадало в инциденте с пользователем самоката, а также порекомендовали пользователям всегда подключать данную услугу при старте поездки. При этом каждая поездка дополнительно застрахована даже в случае, если пользователь не включит эту услугу. Таким образом, Whoosh всегда покрывает ущерб третьему лицу в случае инцидента.
Но вот беда, все это не распространяется на пользователей личных электросамокатов. Как их обязать страховать свою ответственность? Если на дорогах их никак не вычислить, не определить. Пока не будет решена история с сертификацией такого транспорта, а после с его регистрацией - это не возможно. Напомним, что мопеды у нас тоже не регистрируются. И страховка на них не нужна.
Да, их гораздо меньше на дорогах. Просто по той причине, что на них нужны права категории "М".
Но если вводить права на электросамокаты, опять потребуется их сертификация. Либо они отвечают параметрам мопедов, либо нет.
По словам руководителя рабочей группы ОНФ по защите прав автомобилистов, у нас много детских электросамокатов, которые не разгоняются выше 5 км/ч. Надо разграничинить две эти истории.
Кстати
Еще в прошлом году страховщики прикинули, сколько может стоить ОСАГО на электросамокаты. Получилось от 7 до 15 тысяч рублей в год.