Необходимо четко определить место средств индивидуальной мобильности в правовом поле
Чтобы выяснить общественное мнение по этому вопросу, спикер ГД Вячеслав Володин проводит в своем телеграм-канале опрос граждан по вариантам решения проблемы. Он привел примеры того, как по-разному решают вопросы безопасности средств индивидуальной мобильности в разных странах.
"...Правила дорожного движения для электросамокатов, моноколес, электроскейтов, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) уже действуют с этого года. Но есть над чем работать. Мы обязательно будем прорабатывать варианты решения вопросов, связанных с повышением ответственности за езду на электросамокатах. Они могут быть разные", - заявил Вячеслав Володин.
За последние годы электросамокаты превратились из развлечения в удобное средство передвижения. Большинство поездок на электросамокатах совершаются по транспортному сценарию - чтобы преодолеть первый или последний отрезок пути до точки назначения, проехать трассу в 3-5 километров до места работы или учебы. Число пользователей неуклонно растет - сейчас в России их около 20 миллионов. А бизнес кикшеринга (сервисы проката) из нескольких компаний превращается в целую индустрию, в которой заняты тысячи людей.
Но с ростом популярности множатся и проблемы регулирования отрасли. Минтранс России считает, что принятых изменений в законодательстве недостаточно для урегулирования всех вопросов использования СИМ, в особенности принадлежащих физическим лицам. Арендные в ведомстве считают более контролируемыми, а вот остальными планируют заняться. Что происходит с электросамокатами сейчас и что ждет их в будущем?
Как было еще год назад
До весны 2023 года пользователи самокатов не имели юридического статуса, они относились к категории пешеходов - с соответствующим набором прав. Если человек, едущий на самокате по тротуару, мешал тем, кто идет пешком, это были их проблемы.
Точечное регулирование вводили сами кикшеринги. Кроме горожан, они работали и с администрациями городов присутствия - заключали с ними соглашения. По итогам обсуждения в каждом отдельном городе определяли максимальную разрешенную скорость, зоны сниженной скорости и запрета движения, правила установки парковок.
И все же это были только отдельные проекты регулирования, к тому же затрагивающие только арендные самокаты. Владельцы частных не были ограничены ничем. Вероятно, такая вседозволенность стала одной из причин формирования негативного отношения к этому виду транспорта. Люди на самокатах доставляли неудобства как пешеходам, так и водителям. Вместе с ростом популярности электросамокатов выросла и их аварийность. При этом число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) сравнительно низкое (кратно ниже, чем у велосипедов), но показательное: согласно отчету МВД, за первую половину 2023 года произошло 1043 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). Причем лишь 30 процентов из них были оснащены двигателем мощностью менее 0,25 кВТ. Именно такие предоставляют сервисы аренды.
Статус-кво после принятия ПДД
В марте 2023 года в силу вступили дополнения в Правила дорожного движения, касающиеся всех СИМ, в том числе частных. Официальные правила означают, что за их выполнением следит ГИБДД, а водители несут административную ответственность за их несоблюдение.
Правила в первую очередь касаются допустимой скорости и разрешенных мест для передвижения - в зависимости от массы устройства и возраста водителя. Они во многом копируют те ограничения, которые внутри себя еще раньше установили сервисы кикшеринга, так что для опытных пользователей арендованных электросамокатов нового в них мало.
Есть одно серьезное отличие ПДД от внутренних правил кикшерингов: у бизнеса более жесткие возрастные ограничения - компании предоставляют самокаты только совершеннолетним, в то время как общие правила разрешают водить СИМ с 7 лет.
Также прокатные самокаты отличаются от частных возможностью технологического регулирования - арендованные просто не способны разгоняться быстрее разрешенных 25 км/ч. Еще одно отличие, менее заметное, но не менее важное: сейчас законодательство не регулирует вопросы страхования СИМ (нет обязательного страхования, как у автомобилей). А сервисы проката по умолчанию предоставляют лишь страховку пользователя, а также покрытие ущерба здоровью или имуществу третьих лиц.
Однако водителям СИМ стоит помнить, что не такие уж большие штрафы за нарушение ПДД (до 1500 рублей на данный момент) - это не единственная ответственность, которую они могут понести. Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью действует для них так же, как и для остальных участников дорожного движения.
Что ждет СИМ в перспективе
Планомерное развитие электросамокатов и других СИМ как транспорта и средства микромобильности уже взял под контроль Минтранс России - в ведомстве подготовили дорожную карту мероприятий, направленных на дополнительное регулирование развития СИМ и обеспечение безопасности дорожного движения.
В министерстве предлагают использовать комплексный подход: доработку существующего регулирования, включая правила движения СИМ по пешеходным зонам, уточнение требований к инфраструктуре, обеспечение детальной статистики ДТП с участием СИМ. Отдельным направлением работы выделяют образовательную и просветительскую деятельность по правилам их использования.
В соответствии с этой картой индустрию будут развивать и администрации городов. Московский департамент транспорта выразил свою позицию: чиновники выступают за развитие кикшеринга и отсутствие жестких ограничений. Такой же позиции придерживаются и в администрации Санкт-Петербурга.
Концептуально позиции регуляторов и бизнеса совпадают: жесткие ограничения - не выход, но бурное развитие средств индивидуальной мобильности требует установления более эффективного контроля за этой сферой. И теперь в поисках компромисса между тотальным запретом самокатов и полной вседозволенностью людей на них нужно сделать следующий шаг - определить, какие аспекты вождения СИМ сейчас больше всего требуют дополнительного регулирования.
В первую очередь необходимо определить, что такое СИМ, какие их категории существуют на рынке. Сейчас часть средств индивидуальной мобильности по техническим параметрам соответствует категории мопедов, то есть обладают электродвигателем мощностью более 0,25 кВт. Это относится главным образом к частным транспортным средствам (кикшеринги не используют электросамокаты с двигателем выше порогового показателя). В итоге водители мощных электросамокатов технически могут ездить со скоростью мопедов, но не наделены такой же степенью ответственности.
Еще одна проблема регулирования - контроль за нарушениями. Если ответственность за арендованные самокаты берут на себя компании, обладая возможностью идентифицировать любое свое транспортное средство и его пользователя, то "частники" вновь остаются в серой зоне контроля. Именно эти категории СИМ - мощные частные устройства - сейчас больше прочих не подлежат регулированию, и с ними же происходит больше всего ДТП.
При всех существующих на данный момент пробелах в законодательстве проблема безопасности вождения самокатов куда глубже, чем просто ужесточение ПДД. Один лишь "кнут" законодательного регулирования скорее уничтожит только-только развивающуюся индустрию микромобильности, чем приведет ее в порядок.
Для поступательного развития СИМ доработка регулирования должна идти рука об руку с просветительскими образовательными инициативами и строительством инфраструктуры. Это работа на долгую перспективу, но ее необходимость не вызывает сомнений - с этим согласны и регуляторы, и сервисы аренды.
В начале 2023 года директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман заявила, что еще до вступления в силу поправок в ПДД все 40 операторов, работающих в 190 российских городах, уже внесли в свои правила соответствующие изменения, ограничив скорость, разрешенные для поездок места и т.д. Кроме того, операторы кикшеринга ужесточили требования по возрастному цензу, подняв нижнюю планку до 16 лет, в то время как пользоваться электросамокатом официально разрешено с 7 лет.