04.10.2023 18:41
Культура

Третьяковская галерея открывает ретроспективу Николая Рериха

Текст:  Иван Владимиров
150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, художника, сценографа, археолога, философа, инициатора "Пакта Рериха" - первого в истории международного договора о защите культурного наследия и приоритете спасения и сохранения культурного наследия перед военными целями, мир будет отмечать в 2024 году. Но первой юбилейной выставкой станет большая ретроспектива Николая Рериха в Третьяковской галерее, которая откроется уже 10 октября.
Читать на сайте RG.RU
Третьяковская галерея открывает ретроспективу Николая Рериха

На выставке, которая готовилась три года, будут представлены более 150 произведений из 18 музеев, в том числе впервые в Москве можно будет увидеть полотно "Сокровища ангелов" из Константиновского дворца в Петербурге. Об этом сказала директор Третьяковской галереи Елена Проничева на пресс-конференции в ММПЦ "Россия сегодня".

В Третьяковке открылась экспозиция Пермской галереи

"Сокровища ангелов" не единственная "приезжая" знаменитость этой ретроспективы. Из Пермской государственной художественной галереи в Москву прибыл иконостас, созданный по проекту Рериха в 1907 году для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми. А из Русского музея приедут восемь панно "Богатырского фриза" (1910), который Рерих написал по мотивам былин для петербургского дома промышленника Ф.Г. Бажанова.

Но, конечно, главной сенсацией выставки обещают стать "Половецкие пляски". Точнее - задник для одноименного балета, поставленного Михаилом Фокином для "русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже в 1909 году. Написанное Борисом Анисфельдом по эскизу Николая Рериха полотно размером 10 метров на 23 метра стало жемчужиной "дягилевской коллекции" Третьяковской галереи. О судьбе этого произведения и о том, как музей ведет сложнейшие реставрационные работы произведения, которое ни в одном музейном зале разложить не получается, "РГ" рассказывала недавно.

"Задача первого этапа реставрации была стабилизировать полотно. Нужно было убрать прорывы, дублировать ткань там, где необходимо, - объясняла на пресс-конференции реставратор Александра Орловская. - Мы работали с реставраторами тканей, изучали их методики. Решили использовать для укрепления домотканные полотна XIX века, для дублирования - плотный и тонкий шелк. В итоге удалось стабилизировать полотно, выровнить и укрепить места прорывов". Она подчеркивает, что завершен лишь первый этап реставрации, в котором участвовал большой коллектив реставраторов масляной живописи, работающих в Третьяковской галерее.

Императрицы в Эрмитаже и кочевники в ГИМе: Пиотровский и Левыкин рассказали о главных выставках своих музеев в 2024

Благодаря работе мастеров Третьяковской галереи у зрителей есть шанс вообразить себя посетителями парижской оперы 1909 года, ожидающими первое представление загадочных "Половецких плясок".

Вообще, работе Рериха как художника-постановщика будет посвящена отдельная часть выставки. Кроме легендарного задника к "Половецким пляскам", здесь можно будет увидеть эскизы к "Весне священной", операм "Князь Игорь", "Снегурочка", "Пер Гюнт".

Но это финальная часть экспозиции. Открывает же выставку первая картина Рериха, которую приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков, - "Гонец. "Восстал род на род". Она становится прологом к раннему периоду творчества художника до отъезда из России. Находки археологов в России в конце XIX века пробудили интерес к национальной старине у многих. Но Рерих был среди тех, для кого тема древности, архаики становится одной из ключевых. Разделы "Язычество", "Начало Руси", "Памятники русской старины", "Святость", "Бой земной и небесный" представляют творческий путь Рериха в России. Об этом рассказал куратор выставки Владимир Никишин.

Если в основе архитектурного решения первой части выставки лежит крест, то в основе "индийской части" - круг, отсылающий к колесу сансары. Центром этой части ретроспективы станет серия "Майтрейя", написанная художником в 1925 году во время экспедиции по Центральной Азии. Сейчас серия этих работ хранится в Нижегородском государственном художественном музее, откуда и прибыла в Москву. Основные разделы этой части проекта "Путь индийский", "Гималаи", "Криптограммы Востока" - своего рода путевой дневник, который превращается из травелога в дневник духовных поисков.

Выставка обещает быть яркой, красочной. К ней музей подготовил не только солидный том каталога, но и три книги, рассказывающие о наследии Рериха в Третьяковской галерее, о его путешествиях по России, представляющие фотографии семьи Рериха.

К выставке обещают увлекательный квест для детей, три концерта, подготовленные в сотрудничестве с Московской филармонией, где будет и чтение былин под цимбалы, и вечер индийских легенд. И судя по всему, лекционная программа будет супер. По крайней мере, на лекцию куратора выставки Владимира Никишина и на лекцию об экспедициях Рериха в Тибет и Монголию билеты стоит покупать заранее.

Москва Живопись