На выставке, которая готовилась три года, будут представлены более 150 произведений из 18 музеев, в том числе впервые в Москве можно будет увидеть полотно "Сокровища ангелов" из Константиновского дворца в Петербурге. Об этом сказала директор Третьяковской галереи Елена Проничева на пресс-конференции в ММПЦ "Россия сегодня".
"Сокровища ангелов" не единственная "приезжая" знаменитость этой ретроспективы. Из Пермской государственной художественной галереи в Москву прибыл иконостас, созданный по проекту Рериха в 1907 году для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми. А из Русского музея приедут восемь панно "Богатырского фриза" (1910), который Рерих написал по мотивам былин для петербургского дома промышленника Ф.Г. Бажанова.
Но, конечно, главной сенсацией выставки обещают стать "Половецкие пляски". Точнее - задник для одноименного балета, поставленного Михаилом Фокином для "русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже в 1909 году. Написанное Борисом Анисфельдом по эскизу Николая Рериха полотно размером 10 метров на 23 метра стало жемчужиной "дягилевской коллекции" Третьяковской галереи. О судьбе этого произведения и о том, как музей ведет сложнейшие реставрационные работы произведения, которое ни в одном музейном зале разложить не получается, "РГ" рассказывала недавно.
"Задача первого этапа реставрации была стабилизировать полотно. Нужно было убрать прорывы, дублировать ткань там, где необходимо, - объясняла на пресс-конференции реставратор Александра Орловская. - Мы работали с реставраторами тканей, изучали их методики. Решили использовать для укрепления домотканные полотна XIX века, для дублирования - плотный и тонкий шелк. В итоге удалось стабилизировать полотно, выровнить и укрепить места прорывов". Она подчеркивает, что завершен лишь первый этап реставрации, в котором участвовал большой коллектив реставраторов масляной живописи, работающих в Третьяковской галерее.
Благодаря работе мастеров Третьяковской галереи у зрителей есть шанс вообразить себя посетителями парижской оперы 1909 года, ожидающими первое представление загадочных "Половецких плясок".
Вообще, работе Рериха как художника-постановщика будет посвящена отдельная часть выставки. Кроме легендарного задника к "Половецким пляскам", здесь можно будет увидеть эскизы к "Весне священной", операм "Князь Игорь", "Снегурочка", "Пер Гюнт".
Но это финальная часть экспозиции. Открывает же выставку первая картина Рериха, которую приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков, - "Гонец. "Восстал род на род". Она становится прологом к раннему периоду творчества художника до отъезда из России. Находки археологов в России в конце XIX века пробудили интерес к национальной старине у многих. Но Рерих был среди тех, для кого тема древности, архаики становится одной из ключевых. Разделы "Язычество", "Начало Руси", "Памятники русской старины", "Святость", "Бой земной и небесный" представляют творческий путь Рериха в России. Об этом рассказал куратор выставки Владимир Никишин.
Если в основе архитектурного решения первой части выставки лежит крест, то в основе "индийской части" - круг, отсылающий к колесу сансары. Центром этой части ретроспективы станет серия "Майтрейя", написанная художником в 1925 году во время экспедиции по Центральной Азии. Сейчас серия этих работ хранится в Нижегородском государственном художественном музее, откуда и прибыла в Москву. Основные разделы этой части проекта "Путь индийский", "Гималаи", "Криптограммы Востока" - своего рода путевой дневник, который превращается из травелога в дневник духовных поисков.
Выставка обещает быть яркой, красочной. К ней музей подготовил не только солидный том каталога, но и три книги, рассказывающие о наследии Рериха в Третьяковской галерее, о его путешествиях по России, представляющие фотографии семьи Рериха.
К выставке обещают увлекательный квест для детей, три концерта, подготовленные в сотрудничестве с Московской филармонией, где будет и чтение былин под цимбалы, и вечер индийских легенд. И судя по всему, лекционная программа будет супер. По крайней мере, на лекцию куратора выставки Владимира Никишина и на лекцию об экспедициях Рериха в Тибет и Монголию билеты стоит покупать заранее.