Приобретенное Третьяковской галереей в 2020 году в Лондоне при поддержке банка ВТБ, полотно требует реставрации. И казалось, что шансы увидеть на юбилейной выставке Рериха эти легендарные декорации, нулевые. Как минимум потому, что размер и возраст имеют значение.
Полотно 23 метра на 10 метров, которое не пряталось за кулисы парижского театра Шатле, а окружало сцену полукругом, как панорама, было одним из главных участников спектакля. А поскольку "Половецкие пляски" публика принимала на ура, то уже к 1920 году полотно на сцене появилось, по подсчетам Рериха, в 500 представлениях. После "Русских балетов" Дягилева полотно с видом на половецкий стан еще лет двадцать кочевало с "Русским балетом колонеля де Базиля". Бывший полковник стал наследником антрепризы Дягилева, сохранив репертуар, декорации, основной актерский состав и традиции знаменитых постановок.
"Половецкий стан" в Третьяковской галерее - это декорации тех самых "Половецких плясок", с которых начался триумф "Русского балета" Дягилева. Покорив Париж, этот спектакль ввел в моду яркие азиатские ткани и мягкие "половецкие" сапоги. И то сказать, по воспоминаниям Александра Бенуа, "до чрезвычайности убедительны были и костюмы, для которых Дягилев обобрал все восточные магазины Петербурга и которые поражали никогда еще не виданной… цветистостью". Но главными покорителями сердец парижан были, конечно, хореограф Михаил Фокин и танец артистов, которые так перевоплотились в каких-то древних героических дикарей и чутких степных девушек, "что не поверить тому, что происходило на сцене, было невозможно". Декорации Рериха, что открывали панораму бескрайней степи с юртами тут и там, добавляли этой цветистости нотку суровой простоты природной жизни.
Понятно, что после столь бурной сценической жизни и путешествий по миру, "Половецкий стан" требует бережной реставрации. Реставраторов Третьяковской галереи трудно удивить сложными задачами. У музея большой опыт спасения огромных полотен. Можно вспомнить и театральное панно Марка Шагала, написанное для Еврейского театра, и пленительную "Принцессу Греза" Михаила Врубеля, над которой работа шла четыре года. Но даже для реставраторов музея "Половецкий стан" стал неслабым вызовом.
Начать с того, что 230 квадратных метров полотна просто негде разложить. На полу врубелевского зала он не умещается (для сравнения "Принцесса Греза" все же занимает "всего" 180 квадратных метров). Собственно, именно по той же причине декорации с видом половецкого стана не выставлялись на давние лондонские торги 1960-х-1970-х годов, посвященные Дягилевской антрепризе. Любой выставочный зал для "Половецкого стана" казался маловат. А в 2019 году, когда шли переговоры о покупке полотна для Третьяковской галереи, владельцам, чтобы показать товар лицом, а декорации - полностью, пришлось арендовать большой спортивный зал.
В общем, казалось, что появление "Половецкого стана" в экспозиции Третьяковской галереи - дело неопределенного будущего. Не всякому дано дожить до его явления народу. А уж сообщение о том, что полотно покажут через три месяца на ретроспективе Николая Рериха в Новой Третьяковке и вовсе звучало как fake news. Оказалось, правда.
Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи, подчеркивает, что речь идет о первом этапе - технической реставрации, то есть о работе с основой холста, с его укреплением.
Именно эту работу реставраторы музея рассчитывают завершить за три месяца. Когда холст будет укреплен, когда реставраторы скажут, что его безопасно не только транспортировать, но и повесить в зале, тогда работа сможет участвовать в выставке. Она напоминает, что "Половецкий стан" не натягивается на подрамник, как станковая картина, а свободно свисает, как занавес в театре. Но ткань имеет вес, и укрепление холста должно помочь ему его выдержать. Что касается живописи "Половецкого стана", то, несмотря на потертости и утраты, она сохранила цельность и чрезвычайно интересна.
Иначе говоря, речь идет не о завершении реставрации за три месяца, а о первом этапе работ, после которого можно будет впервые увидеть декорации знаменитого дягилевского балета.
Но даже и техническая реставрация полотна за три месяца была бы невозможна, если бы не изобретательность Андрея Голубейко, который возглавляет отдел реставрации масляной живописи в Третьяковской галерее, и не работа конструкторского бюро "Архив". Вместе они придумали, как вести работу над полотном в вертикальном положении, не расстилая декорации на полу. Андрей Иванович, теперь и лауреат Госпремии, известен не только опытом (в 1992 он принимал участие в реставрации "Принцессы Грезы"), но и конструкторским складом ума. Историю с особым столом, который он придумал для работы над "Иваном Грозным…", уже все слышали. Когда стало понятно, что "Половецкий стан" просто негде развернуть, Андрей Иванович предложил сделать конструкцию из двух облегченных валов длиной десять с половиной метров. Полотно, намотанное на вал, может перематываться вверх или вниз. Реставраторам не надо ползать, согнувшись в три погибели по полотну, закрывая-починяя прорехи. Теперь они сидят или стоят перед полотном, фиксируя и собирая родную ткань декораций с помощью магнитиков. Металлические плоскости сзади, которые могут убираться, вкупе с магнитами гарантируют спокойную работу над каждым небольшим фрагментом.
Андрей Иванович рассказывает, что конструкторское бюро "Архив", с которым музей сотрудничает много лет, четыре раза дорабатывало конструкцию, прежде чем установить ее в депозитарии музея. "Поддерживающие ролики конвейера, - единственное, что заказано в Китае. Все остальное сделано руками конструкторов, инженеров, рабочих "Архива". Эта конструкция не имеет аналогов в мире", - уточняет Голубейко. О конструкторах из "Архива", которые специализируются на уникальных проектах для музеев, он может рассказывать часами. "Но идея же ваша", - спрашиваю на всякий случай. "Но чертежи, макет, все оборудование рассчитывали конструкторы и инженеры "Архива". Они сделали конструкцию лучше, удобнее. Высшего класса профессионалы", - упрямо повторяет Голубейко. И он прав: от идеи до ее реализации - "дистанция огромного размера".
Изобретательность реставраторов отчасти вынужденного свойства. В депозитарии музея немного места. Не случайно Голубейко подчеркивает компактность конструкции: длина 11,5 метров, ширина 1,07 метра. В депозитарии каждый сантиметр площади на счету. Над полотном одновременно могут работать до десяти человек. Такая вот командная история.
Но в случае с "Половецким станом" Рериха, разумеется, не только размер имеет значение. И даже не только имя Рериха. Строго говоря, декорации по эскизу Рериха написаны Борисом Анисфельдом. Рерих никогда декораций не писал.
"Прекрасный колорист, Анисфельд позволил себе вольность, воплощая эскиз Рериха. Задник получился в более сумрачных тонах. Но любопытно, что это решение будет использовать и сам Рерих, повторяя декорацию для других театров, - рассказывает Ирина Шуманова, научный сотрудник Третьяковской галереи. - Сначала Дягилев собирался ставить оперу "Князь Игорь". Но Сергей Павлович лишился в этот момент поддержки двора. Ему отказали в оперных артистах, хоре. Привезти балет было дешевле. Так вместо оперы "Князь Игорь" появился балетный номер "Половецких плясок".
По-видимому, декорация с "Половецким станом" писалась еще для оперы, где в первом акте должна быть сцена затмения. Отсюда - приглушенные сумрачные цвета. "Образ стана получился очень лаконичный, построенный на нескольких выразительных тонах. И это решение очень близко к декорациям "Весны священной", они не сохранились. Но мы нашли письмо Рериха, где он писал, что декорация к "Весне священная" такая же панорамная, полукругом, как в "Половецких плясках", - говорит Ирина Шуманова. - Полукруг панорамы был важен, потому что танцовщики, выходя на сцену, оказывались внутри картины, становились частью живописи".
Представление декораций "Половецких плясок" продолжает дягилевскую тему, которую Третьяковская галерея начинала выставками Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, проектом "Дягилев. Генеральная репетиция". Но одновременно - это и пролог, обещающий создание в музее Дягилевского зала в Новой Третьяковке после реконструкции ее здания.
Приобретя декорации к "Половецким пляскам" и костюмы, созданные для "Русского балета Дягилева", Третьяковская галерея стала одним из важнейших центров дягилевского наследия в мире. Наряду с Музеем Виктории и Альберта в Великобритании, стокгольмским Музеем танца и Национальной галереей в Австралии. Эти приобретения вместе с архивом, библиотекой и наследием Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, архивом Льва Бакста и коллекцией балерины Эвелины Курнан, переданной ей в Россию в 1982 году, позволяют музею показать масштаб "Русских балетов Дягилева", его талант и значение отечественного искусства в ХХ веке.
Елена Проничева, генеральный директор Третьяковской галереи:
- Речь не идет об "ускорении" реставрации. Над уникальной конструкцией, созданной под руководством Андрея Голубейко, работа шла давно. Это новое оборудование, не имеющее аналогов в мире, надеюсь, позволит завершить первый этап работ, стабилизировать полотно и укрепить красочный слой, к юбилейной выставке Николая Рериха, которая откроется в октябре.
Мы показываем технологические возможности реставрационных мастерских Третьяковской галереи. Но не менее важен профессионализм, ответственность, мастерство наших реставраторов, которым музей доверяет. Последнее слово в оценке состояния полотна всегда за ними.