Российский авторынок в сентябре продолжил обновлять постсанкционные максимумы - за первый месяц осени россияне приобрели 110,4 тыс. легковых автомобилей - это в 2,5 раза больше, чем годом ранее, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК". Таким образом, объем реализации новых машин в нашей стране второй месяц подряд превышает 100-тысячную отметку и стал рекордным начиная с января 2022-го. При этом если смотреть понедельную статистику продаж, то в середине сентября наблюдалось некоторое снижение спроса, который во многом был реализован в летние месяцы на фоне ослабления рубля и индексации утильсбора с 1 августа.
По словам генерального директора ГК "Аларм-Моторс" Романа Слуцкого, ожидания дальнейшего подорожания автомобилей заставили многих не откладывать покупку до осени. Таким образом, довольно значительная доля спроса сентября-декабря была реализована летом.
"Сентябрь не отличался высокой потребительской активностью. Рекомендованные розничные цены выросли у всех брендов. Маркетинговые поддержки со стороны большинства дистрибьюторов сократились. Эффективные кредитные ставки по автокредитам значимо подросли. На мой взгляд, столь неплохой результат сентября обусловлен, в первую очередь, высоким давлением на оборотный капитал дилерских предприятий, представляющих ведущие китайские бренды в России. Стоит отметить, что продажи сентября в значительной доли были обеспечены автомобилями, поступившими дилерам до основной волны подорожания", - комментирует эксперт.
Действительно, средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в августе 2023 года впервые преодолела 3-миллионную отметку, составив, по оценке "Автостата", 3 млн 130 тыс. рублей. За весь август цены на машины подняли 15 марок, официально представленных на рынке, - столь масштабного удорожания не было с мая прошлого года. В первой половине сентября рост цен продолжился - 9 брендов повысили стоимость своих моделей, а вот во второй половине месяца эксперты "Цена Авто" не зафиксировали изменений в прайс-листах на новые автомобили, которые официально продаются в России.
Как говорит директор по маркетингу и ИТ Группы компаний "Петровский" Сергей Новосельский, помимо индексации утильсбора и продолжающегося падения рубля, рост стоимости новых машин спровоцировало серьезное повышение цен на автовозы, которые должны были обеспечивать транспортировку автомобилей из портов поступления до дилерских центров. Стоимость автовозов выросла по некоторым направлениям более чем в два раза. Например, цена автовоза из Москвы в Санкт-Петербург подорожала со 110 до 250 тыс. рублей. Из-за скачка цен почти весь месяц автовозы просто не ехали, и автомобилей в дилерских центрах банально не было.
В свою очередь, Роман Слуцкий не видит потенциала к росту цен в ближайшие месяцы, поскольку это не даст возможность рынку "переварить" надвигающиеся на него объемы уже согласованных поставок. По мнению эксперта, в частности ряд китайских премиальных брендов будет вынужден сделать условия приобретения своих автомобилей более привлекательными.
Между тем, с 1 октября в России изменены правила ввоза машин по параллельному импорту - теперь автомобили марок, официально представленных в нашей стране (а это только китайские бренды), можно купить только у официальных дилеров. Нововведение может не только стать поводом для очередного повышения цен, но и вызвать сокращение модельных рядов на российском авторынке.
"Можно ожидать, что автомобили, поставляемые по параллельному импорту, подорожают быстрее. Сегмент машин с официально выстроенной дилерской сетью ожидает более спокойная динамика роста. В среднем по рынку рост цен может составить в районе еще 5-7%. Основными драйверами пока по-прежнему являются колебания валюты и изменение ставки утильсбора. Ограничения на параллельный импорт в ближайшие два месяца влияния на уровень продаж не окажут, рынок продавцов готовился к этому и заблаговременно пополнили склады", - рассказал заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Ренат Тюктеев.
Как прогнозирует Роман Слуцкий, по итогам года российский авторынок смело перевалит за 1 миллион и, вероятно, даже достигнет 1,1 млн машин. Во многом результат будет зависеть от возможностей логистических компаний в части доставки автомобилей до дилерских предприятий.
"Авторынок быстро трансформируется и восстанавливается, однако я бы воздержался от слишком оптимистичных прогнозов - остается слишком много риск-факторов", - резюмирует эксперт.