05.10.2023 20:12
Культура

Опера "Королева фей" украсила афишу Московской филармонии

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №226 (9171)
В полном соответствии со страстью современной публики ко всему барочному в Концертном зале им. Чайковского Ансамбль и хор Questa Musica во главе с Филиппом Чижевским вместе с приглашенными солистами исполнили знаменитую семи-оперу легендарного английского композитора Генри Пёрселла "Королева фей".
Читать на сайте RG.RU

Концертный формат представления никак не сковывал музыкантов в эмоциях (изредка даже в ущерб мастерству и точности). Наблюдать же за прыжками, книксенами и танцами за дирижерским пультом маэстро стало и вовсе особым развлечением. Команда отличных солистов временами тоже была не прочь дистанцироваться от барочных канонов исполнительства. И тогда Генри Пёрселл производил впечатление "отца" Джорджа Гершвина. Но это лишь добавляло драйва семи-опере - причудливому, немного неуклюже громоздкому увеселительному зрелищу - чисто английскому гибриду музыки, танца и драмы, век которого в театральном искусстве был недолгим - его быстро поглотила пучина итальянской оперы.

Владимир Урин: Наш театр остается Большим и в нынешние непростые времена

В основе "Королевы фей" - сюжет шекспировского "Сна в летнюю ночь". Но если постановка Шекспира в 1662 году вызвала неоднозначную реакцию публики, то "Королева фей", появившаяся на лондонской сцене театра "Дорсет-Гарден" 30 лет спустя, имела оглушительный успех. При этом Пёрселл не положил ни одного текста Шекспира на музыку. Вместо этого он сочинял партитуру для коротких масок (дивертисментов или "микроопер в опере") во всех актах, кроме первого. Маска - тоже абсолютно британский жанр родом из рыцарской эпохи. Правда, как правило, без какой-либо героизации сюжета и персонажей. Все порядком запутано, но очень красиво. Практически отсутствующая логика драматургического повествования фактически трансформировала семи-оперу в некий оммаж светской оратории, яркий дивертисмент почти несвязанных между собой эпизодов - сольных, ансамблевых, хоровых, инструментальных. Здесь не верховодят привычные герои, а представлено на зрительское обозрение авторское собрание язвительных аллегорий от Пьяного поэта до Китайцев, Ночи, Тайны, Скрытности и Времен года...

За дирижерский пульт в Зале Чайковского в этот вечер встал Филипп Чижевский. / Предоставлено Московской филармонией

В музыке много бравурности, церемониальности, чувственности и саркастичности. Оркестр прекрасен, а хор оставляет желать лучшего качества звучания. При этом почти все вокальные соло исполнены с впечатляющей виртуозностью. Особенно хороши сопрано Лилия Гайсина, меццо-сопрано Анастасия Бондарева и тенор Сергей Годин. Отдельных комплиментов заслуживает сопрано Елене Гвритишвили, глубоко понимающая природу этой музыки, она не только воспитанница Молодежной оперной программы Большого театра, но и MusicAeterna Теодора Курентзиса, откуда явно проистекают и многие репертуарные пристрастия и даже поведенческая стилистика Филиппа Чижевского.

Свою "Королеву" Пёрселл создал за три года до смерти в возрасте 36 лет. После его кончины партитура была утеряна и вновь открыта лишь в начале ХХ столетия. Но и в наш век эта музыка собирает аншлаги и дарит спасительную порцию красоты, трансформирующуюся в спасительную радость эскапизма.

Ильдар Абдразаков: Опера - одно из чудес света, которое хочется постигать всю жизнь

Классика Музыкальный театр Москва