Поправки в законодательство вносятся по настоянию Конституционного суда. Он рассматривал дело семьи из Архангельской области, которой Пенсионный фонд не разрешил потратить маткапитал на реконструкцию своего жилья.
Семья живет в частном доме на двух хозяев. Таких домов в стране тысячи - у них есть лишь одна общая стена, но разные выходы, разные участки и вообще в остальном они автономны. Однако в документах они называются по-разному - иногда просто жилым домом, иногда - квартирой в жилом доме. У этой семьи жилье значилось именно как квартира, а значит формально на его реконструкцию направить маткапитал было нельзя - это можно сделать только при реконструкции дома.
До недавнего времени с такими домами была некоторая правовая неопределенность, говорит президент Фонда "Институт экономики города", член Общественного совета при Минстрое Надежда Косарева. По Градостроительному кодексу они считаются "жилыми домами блокированной застройки", состоящими из смежных "блоков", предназначенных для проживания одной семьи. Но в Жилищном кодексе нет такого вида жилого помещения как "блок", поэтому при кадастровом учете и регистрации прав на такие блоки их могли указывать как "квартира" или "жилой дом".
В декабре 2021 года в Градостроительный кодекс были внесены изменения, появилось новое понятие - "дом блокированной застройки". Это жилой дом, блокированный с другим жилым домом (или домами) в одном ряду общей боковой стеной (или стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок. В соответствии с таким определением каждый блок в блокированной застройке является отдельным зданием (жилым домом) и подлежит учету в ЕГРН как здание. Под это определение подходят как популярные дома на двух хозяев, так и более модные таунхаусы.
Такие "блоки" в ранее построенных зданиях признаются домами блокированной застройки (то есть отдельными зданиями). При этом не требуются замена ранее выданных документов (они сохраняют свою юридическую силу), отмечает Косарева, не требуется внесение изменений в сведения ЕГРН, хотя это возможно по желанию владельца блока.
В закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, теперь предлагается внести изменения о том, что можно направлять средства маткапитала на реконструкцию дома блокированной застройки, а также иного объекта капстроительства, в котором расположено имеющее отдельный выход на участок жилье, площадь которого при реконструкции может быть увеличена.
"Действующие в настоящее время нормы предусматривают возможность использования средств маткапитала на реконструкцию исключительно объектов индивидуального жилищного строительства. Однако к таким объектам не относятся дома блокированной застройки, то есть таунхаусы. Между тем, на рынке недвижимости они популярны их в том числе приобретают семьи с детьми, - комментирует эксперт "Народный фронт. Аналитика", заместитель завкафедрой интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета Елена Гринь. - При этом такие семьи не могут по формальным основаниям улучшить свои жилищные условия - увеличить площадь дома путем реконструкции".
Указанный законопроект представляется обоснованным, поскольку учитывает развитие рынка недвижимости и появление новых видов жилья, которые также имеют спрос среди семей с детьми, говорит Гринь. Положения законопроекта позволят семьям с детьми воспользоваться мерами господдержки в части улучшения жилищных условий.
Блокированные дома покупают семьи, которым не хватает на отдельный индивидуальный дом, говорит руководитель проекта "МногоДом" центра помощи многодетным семьям "МногоМама" Олег Киреев. Иногда семья целенаправленно строит дом такого типа на своем участке и сдает вторую его половину в аренду, а вырученные деньги тратит на оплату ипотеки. Чем больше будет вариантов использования маткапитала, тем очевиднее будет его практическая польза, считает он.
Разрешение использовать маткапитал на реконструкцию дома блокированной застройки можно только приветствовать, считает зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Плохо только то, что подобные решения принимаются лишь под влиянием Конституционного суда, считает она. Маткапитал - прекрасная мера поддержки, но иногда настолько заорганизовано ее предоставление, что это является уже не помощью семье, а дополнительным препятствием.
"Лично я за расширение возможностей использования материнских капитала, - говорит Разворотнева. - Например, считаю, что вполне можно использовать эти средства на приобретение земельного участка. Также я ставлю перед собой задачу упростить сделки с недвижимостью, купленной с использованием маткапитала. Один законопроект уже внесен, еще несколько мы готовим на эту тему. Откровенно говоря, мне кажется, что было бы правильным отказаться от выделения долей при использовании материнского капитала. Эти доли зачастую минимальные, права ребенка не защищают, а лишь создают дополнительные неудобства".