Мариинский театр сегодня - это не здания, которых у театра можно насчитать с десяток в разных регионах страны, это явление, пренебрегающее границами и устремленное в будущее. Поэтому и выбор для празднества сцены, которой всего десять с половиной лет, очень символичен. Сегодня в Европе это самая технологичная оперная сцена, в тот момент как историческая Мариинка давно нуждается в реконструкции, о которой ныне даже разговоры затихли, а еще несколько лет назад, казалось, работы начнутся со дня на день…
По указу императрицы Екатерины II в 1783 году был основан Большой Каменный театр на Карусельной площади, а в 1860 году историческое здание Мариинского театра получило свое название в честь другой императрицы - Марии Александровны. Но сегодня все эти даты, по сути, - лишь приятный повод для встречи в патетическом стиле.
В начале вечера Валерий Гергиев появился на авансцене и обратился с посланием Urbi et orbi ("граду и миру"):
- За один сезон продается два миллиона билетов… Стараемся быть другом для любого региона России. Мы побывали в 70 регионах, наши артисты регулярно выступают на сценах разных городов… Дали 38 концертов в 33 городах - ни один оркестр в мире не делает ничего подобного. У нас два филиала - во Владивостоке и Владикавказе. Скоро появится филиал и в Кемерово. За последние 18 месяцев мы втрое увеличили количество новых работ.
Особенно хочу поблагодарить Юрия Хатуевича Темирканова, - подчеркнул директор и художественный руководитель Мариинского. - Он пригласил меня сюда, тогда еще студента, и благодаря ему я усвоил самый важный закон жизни театра - уважение к композитору. Мы не позволяем себе сокращений или искажений авторского замысла. Можно дать в обиду кого угодно, только не композитора…
Композиторов и правда в этот вечер старались не обижать. Хотя - пока маэстро покидал авансцену - оркестр играл увертюру к опере Глинки "Руслан и Людмила" без дирижера… Но Мариинский оркестр под дирижерской палочкой Валерия Гергиева в этот вечер был изумителен. И чем ближе было время к полуночи, тем феноменальнее звучал оркестр, завораживая уже малочисленную публику, - ту, которая вопреки не по-столичному очень лимитированной работе общественного транспорта в Петербурге осталась в зале до самого финала - Застольной из "Травиаты" Верди.
К сожалению, ни Юрия Темирканова, ни Родиона Щедрина, ни еще многих, чьи выдающиеся имена связаны с Мариинским (Кировским в советские времена) театром, не было в зале среди гостей. Мариинский театр по-настоящему постарался в одном праздничном вечере собрать лучшее из возможного сегодня. Хотя, конечно, объять необъятное - задача априори невыполнимая, да и жанр любого гала, при всей своей внешней ясности и простоте, на самом деле таит множество стилистических и вкусовых труднопреодолимых препятствий. Но впечатляющих номеров было намного больше, чем тех, что без художественного убытка могли уменьшить продолжительность концерта.
В программе доминировала русская музыка. Ильдар Абдразаков исполнил Монолог царя Бориса, хотя, как ни парадоксально, на родной Мариинской сцене он еще ни разу не выходил в образе русского самодержца в опере Мусоргского, что принесла ему новую волну мирового признания. Обладательница Гран-при конкурса Чайковского Зинаида Царенко скромно для своего статуса спела арию Иоанны из "Орлеанской девы" Чайковского, а Владислав Сулимский и Юлия Маточкина были великолепны в сцене Грязного и Любаши из "Царской невесты" Римского-Корсакова. Оставило яркое впечатление и редкое теперь появление на Мариинской сцене Елены Стихиной в образе Лизы из "Пиковой дамы", и дерзкое, но до мурашек проникновенное исполнение Екатериной Семенчук щедринских частушек Варвары из оперы "Не только любовь".
Конечно же, был и балет. Виктория Терешкина танцевала "Лебедя" сдержанно, даже аскетично, с оттенком обреченности. Мария Ширинкина и Владимир Шкляров исполнили дуэт из "Ромео и Джульетты" в хореографии Лавровского, а Рената Шакирова и Тимур Аскеров - па-де-де из "Дон Кихота" Минкуса в хореографии Горского.
Заставили застыть в восхищении Диана Вишнева с Константином Зверевым, исполняя адажио из балета "Парк" Прельжокажа со знаменитым "поцелуем-вертушкой", что безупречно символизировал и наступление нового дня, и вечную любовь, и вечное движение, без которого не может жить Мариинский театр Валерия Гергиева.