Сергей Владимирович, в МГИМО есть курс цифровой дипломатии. Чему он учит и что это в целом за новое веяние?
Сергей Шитьков: Под цифровой дипломатией в наши дни принято понимать использование Интернета и социальных сетей для решения дипломатических задач, прежде всего в области коммуникаций и публичного продвижения внешнеполитических интересов. Но на самом деле все намного глубже. Под действием цифровых технологий меняются не только формы дипломатии, но и ее содержание.
Сегодня международные отношения переживают цифровую трансформацию. Мгновенная связь почти с любой точкой планеты, накопление цифрового следа, трансграничные онлайн-платежи, доступность практически любой информации, нейросети - все это в корне меняет международное взаимодействие. Все тайное становится явным: то, что раньше было неочевидно в информационном потоке, сегодня может быть открыто с помощью анализа больших данных.
Именно поэтому важно готовить специалистов, свободно владеющих сквозными цифровыми технологиями и способных их применять в своей профессиональной деятельности. МГИМО уделяет этому большое внимание: уже сегодня в Университете есть программы по моделированию международных отношений и анализу данных и динамики международных процессов.
Студенты, помимо языков программирования, машинного обучения, анализа данных, изучают историю международных отношений, устройство мировой экономики, особенности дипломатической службы. Такое разнообразие необходимо, чтобы подготовить профессионалов нового поколения, которые не только знают "как", но и понимают "зачем" использовать те или иные высокотехнологичные инструменты.
А вскоре появится и отдельный факультет, который будет специализироваться на подготовке цифровых специалистов по самому широкому спектру социо-гуманитарных специальностей от юристов и экономистов до журналистов и экологов.
Кому имеет смысл поступать на это направление?
Сергей Шитьков: Ребятам, склад характера которых объединяет математическую точность и масштаб, необходимый для понимания социальных тенденций. Разделение на "физиков" и "лириков" осталось в прошлом - сегодня актуальна знаменитая цитата Чехова: "В человеке всё должно быть прекрасно". Именно поэтому наряду с цифровыми инициативами мы уделяем большое внимание и культурному образованию наших студентов. Университет делает это и через приобщение к прекрасному, и путем обсуждения актуальных политических, экономических и иных процессов через призму культурного влияния и обмена. Например, в будущем году мы запланировали фестиваль культурных проектов "Нам нужен Дягилев", который поднимет вопросы культурной дипломатии и "мягкой" силы на другой уровень дискуссии, объединит в себе классику и современные формы искусства, цифровые средства выразительности и глубокое смысловое содержание. МГИМО всегда стремится к состоянию баланса между традициями и инновациями. И мы ждем абитуриентов, которые разделяют это видение.
Какие способности тут важны? И как их развивать еще в школе?
Сергей Шитьков: Современные международные проблемы сложны и многосоставны. Их решение требует знаний из различных дисциплин. Поэтому нашим студентам необходима когнитивная гибкость, междисциплинарный подход, способность комплексно решать проблемы. Развить эти навыки в школьные годы возможно, если поощрять у ребенка живой интерес к чтению, музыке, рисованию, спорту.
Главную роль здесь, конечно, играет чтение. Причем важно стремиться распознать склонность молодого человека к той или иной специализации как можно раньше и поддерживать его внимание, предлагая профильную литературу. Например, учебники МГИМО по цифровой тематике написаны так, чтобы они были доступны и интересны для людей всех возрастов, в том числе для старшеклассников. Кроме того, учебные пособия нового поколения, такие как, например, "Цифровая трансформация мировой экономики", специально сделаны интерактивными: там есть ссылки на инфографику, видеоматериалы и документы. Тема цифровизации - живая и изменчивая, и литература о ней должна быть такой же.
А учебник для нового направления уже есть?
Сергей Шитьков: Мы выпустили книгу "Цифровые международные отношения". Это наглядная иллюстрация тезиса о комплексном подходе к решению проблем. Учебник сделан в двух частях. Первый том - об особенностях передовых цифровых технологий, он дает читателю базовые представления о технологиях обработки больших данных, искусственном интеллекте, Интернете вещей, распределенных реестрах и многом другом. Мы стремимся максимально приблизить наше обучение к практике, поэтому в книге большое внимание уделено применению данных технологий в экономике и политике, дается всестороннее осмысление влияния цифровой революции на дипломатию и международные отношения. Второй том - справочный материал: ключевые документы по тематике цифровой трансформации, международной информационной безопасности и другим вопросам.