Суть его в том, что медицинские администраторы - те самые "проводники" - помогают людям с хроническими заболеваниями записаться к врачам, пройти обследования. Они напоминают пациентам о днях приема у доктора, составляют списки льготных лекарств. А если нужно, помогают оформлять инвалидность, оказывают психологическую поддержку, стараются решать и возникшие бытовые проблемы, связанные со здоровьем.
"С первых дней своей работы мы поняли, как нужна людям такая помощь. Например, чтобы попасть к нужному специалисту, пациенты зачастую проходят нескольких других врачей. На это уходит время, а болезнь в это время прогрессирует. Вот тут и помогают "проводники", они помогают сориентироваться в медицинской логистике, ускоряют процесс. Или, скажем, бывает сложно получить средства реабилитации, оформить инвалидность. С помощниками все это куда проще сделать", - говорит куратор движения "Проводники здоровья" Валерия Фигурина.
Сейчас ряды персональных медицинских администраторов в Сахалинской области объединяют более 500 неравнодушных жителей, в том числе и добровольцев из числа пациентов с хроническими заболеваниями. Они на собственном опыте либо на примере родственников и знакомых знают, с чем приходится сталкиваться больным и готовы помогать другим. Будущие "проводники" проходят бесплатное обучение, сдают мини-экзамен, затем их закрепляют за медучреждениями. Свободный график предполагает до трех часов работы в день. Специально для них в лечебных учреждениях области оборудованы рабочие места. Хотя медицинского образования они не имеют, их непростой труд оплачивается - по 20 тысяч рублей.
Для эффективности и оперативности "проводники" взаимодействуют не только с докторами и главными врачами медучреждений, но и со специалистами министерства здравоохранения региона.
В области 150 тысяч человек с хроническими заболеваниями. Для каждого из них разработан индивидуальный план посещения врачей, узких специалистов, сдачи анализов. В рамках пилотного проекта в Сахалинской области подготовят 750 персональных "проводников здоровья". Они будут закреплены за жителями Сахалина и Курильских островов.
Удмуртия
В Удмуртии тоже есть медпроводники, но они занимаются исключительно онкологическими заболеваниями. Новую систему ввели в регионе полгода назад. Тогда в поликлиниках появилась особая должность - ответственное лицо, через которое можно записаться на прием к онкологу. Этот специалист оценивает состояние пациента и выбирает дату приема: в экстренных случаях в течение двух-трех дней, для не срочных - две-три недели. Таким образом из огромного потока потенциальных пациентов решили отсечь тех, кому просто показалось.
"Около 40% обращающихся к нам на самом деле не имеют онкопатологии. Это значит, что те, кому действительно нужна помощь, ее вовремя не получают. Поэтому мы преобразовали систему записи", - рассказал зав амбулаторно-поликлинической службы РКОД Владимир Дагаков.
Санкт-Петербург
В городе запустили проект сопровождения больных - наставничество. Он уже действует в хосписе для пациентов от 18 до 35 лет. Наставник - это волонтер, прошедший специальное обучение. Его задача - стать близким другом, готовым прийти на помощь и взаимодействовать не только с подопечным, но и его семьей. Работа будет вестись как в хосписе, так и на дому, ведь многие пациенты приезжают в хоспис только на время. Предполагается индивидуальный подход в подборе пары подопечный - наставник. Например, если пациент мечтает стать блогером, ему найдут и наставника, разбирающегося в теме.
Свердловская область
На Среднем Урале создали сеть бесплатного психологического сопровождения. В поликлиниках открыли кабинеты, где специалисты консультируют пациентов при потере близких, семейных проблемах, конфликтах на работе. Речь идет не столько о лечении, сколько о профессиональной поддержке в стрессовой ситуации. Специалисты помогут справиться с тревогой, переживаниями после травмы. Кабинеты уже действуют в 25 городах региона, причем большая часть - в поликлиниках небольших городов, где получить помощь психолога особенно сложно.
Подготовили Оксана Ильина, Татьяна Тюменева, Светлана Добрынина