На сегодняшний день в 28 регионах страны открыто 59 этих торговых точек. Проектом "Фермерский островок" занимается федеральная "Корпорация МСП". По замыслу авторов, главный его плюс в том, что "малышам" не нужно выполнять жесткие условия ретейлеров (некоторые поставщики их называют "драконовскими").
Так, "фермерский островок" занимает всего пятнадцать-тридцать квадратных метров, и фактически это магазин в магазине. Совместно с федеральной сетью подбираются "проходимые" локации с достаточным уровнем среднего чека. А работают "островки" по модели ко-оператива. Подобный формат позволяет объединиться одному-двум десяткам предпринимателей, чтобы предоставлять покупателям широкий ассортимент продукции и совместно выплачивать аренду.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в краевом управлении по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, "Корпорация МСП" помогает выбрать площадки для размещения "фермерских островков" в регионе, договаривается с сетями о приемлемых условиях аренды, оказывает поддержку в подборе поставщиков, дает возможность взять кредит в МСП-банке на специальных условиях.
Кроме того, она помогает взаимодействовать с региональными властями, если, например, необходимо получить дополнительное финансирование, предусмотренное местными программами поддержки бизнеса, или если нужны партнеры для создания кооператива.
- Алтай известен пищевыми продуктами в России и многих странах мира, - отмечает начальник управления Александр Евстигнеев. - Открывая еще один канал продвижения этой продукции, мы надеемся, что он принесет пользу и нашим предпринимателям, и жителям краевой столицы.
В алтайских "фермерских островках" предполагается широкий ассортимент продуктов - свежая рыба, готовые блюда и полуфабрикаты из мяса, салаты, грибы, овощные соки, молочная продукция, мучные изделия, подсолнечное масло, травяные чаи, кедровые орехи. Здесь можно найти даже такие вкусняшки, как мед с горы Бабырган с васильком или акацией, варенье из шишек.
Правда, цены в "фермерских островках" априори выше, чем на полках ретейлеров, поскольку крестьянские продукты более качественные и экологически чистые (особенно это заметно по мясному ассортименту и "молочке"). При этом покупательская способность населения оставляет желать лучшего. Самый популярный вопрос первых дней после открытия барнаульских "островков" можно было угадать без труда: "А почему так дорого?"
Конечно, посетители торговых центров, выбирая между ценой и качеством, чаще делают ставку на первое. К тому же всего два магазина для 700-тысячного Барнаула, опутанного крупными торговыми сетями, - это ничто. Но будет ли "островков" хотя бы несколько десятков - большой вопрос. Проблема ведь еще и в поставщиках.
- Нам пока не хватает на полках сыров, поскольку с торговой сетью есть договор о том, чтобы по ассортиментам мы не пересекались, - говорит региональный оператор "фермерских островков" Денис Елизаров. - А мелким фермерам, среди которых есть производители очень приличных сыров, сложно, муторно и долго заниматься фасовкой, оформлением необходимой документации на свою продукцию. Надеюсь, мы будем решать с идеологами проекта проблему административных барьеров. У нас, допустим, есть производитель очень интересной мясной продукции - это медвежатина, мясо косуль и маралов. Представляете: чтобы внести только одну позицию в ассортимент "Меркурия", он тратит минимум полчаса. И если я у него заказываю шесть позиций, то он должен выкинуть коту под хвост три часа. А ему есть чем заняться - одна только переработка отнимает уйму времени. Кстати, его продовольственная линейка состоит из полусотни позиций. Решение же лежит на поверхности - максимально упростить для фермеров процесс отчетности. Как было раньше: приехал ветеринар, проверил, поставил печать - работай дальше. А сейчас так все усложнили, что фермеру реально проще открыть чат в одном из мессенджеров и продавать через него те же куриные яйца, творог и сметану. Собрал заявки, привез продукцию в город в нужное место и время, продал - и все довольны.
Не все так однозначно и с механизмом кооперации. То, что было хорошо лет десять назад (можно вспомнить историю развития известного в Западной Сибири бренда "Волков"), сейчас вызывает вопросы. Как только число членов кооператива начинает расти, качество поставляемой ими продукции нередко падает.
- Поэтому мы не хотим продвигать себя как бренд, а намерены раскручивать наших поставщиков, - подчеркивает Денис Елизаров. - Намерены выйти в соседние регионы - Новосибирскую и Кемеровскую области. Во-первых, они нам хорошо известны, во-вторых, там покупательская способность населения выше. Расширение сети "фермерских островков" изменит вопрос ценообразования: когда опт станет крупнее, поставщики пойдут навстречу по скидкам, и для покупателей продукция подешевеет.
В другой барнаульской торговой сети "фермерский островок" вырос по иному принципу. Его хозяйка Марина Шестакова работавшая прежде в системе железнодорожных перевозок, по соцконтракту получила финансовую поддержку и вошла в проект "Фермерские островки". Корпорация совместно с местными органами власти помогла ей с выбором локации и поставщиками.
Барнаульская компания Натальи Куликовой - один из таких поставщиков. В "фермерский островок" от этой компании поступают местные мясные продукты.
- Наша продукция рассчитана на более искушенного потребителя, поэтому и ценовая категория у нее высокая, - поясняет Наталья Куликова. - Концепция "Фермерского дворика" как раз предполагает натуральные продукты. Мы сюда хорошо вписываемся с политикой, ассортиментом и качеством. Войти в программу было несложно, посмотрим, как пойдет дальше. Товары в основном продаем в северных регионах страны и на Дальнем Востоке, в барнаульских торговых точках мы пока мало представлены. Хотя в местных ресторанах нашу марку знают неплохо.