По последним данным Сбериндекса (оценивается потребительское поведение на основании статистики крупнейшего российского банка), вначале октября общие расходы домохозяйств выросли на 19,7% против показателей прошлого года.
А в Росстате указывают, что на конец лета (по данным статистики за август) больше всего покупали промышленные товары. Например, выросли продажи одежды, обуви, компьютеров, мобильных телефонов.
Закупились россияне и различной бытовой техникой - телевизорами, холодильниками, стиральными машинами и мебелью. В первом случае рост интереса к одежде и гаджетам традиционно связан с началом нового учебного года, отмечают в Росстате. Также летом многие предпочитают обновлять интерьер в квартирах и менять технику.
"В 2022 году, как известно, произошел довольно серьезный спад потребительской активности, связанный с экономическими трудностями. Санкционная война, объявленная Западом против России, привела к сокращению объема благ, которые люди могут себе позволить. Однако к нынешнему моменту оживление экономики практически перекрыло потери, понесенные домохозяйствами", - поясняет директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.
Он уточняет, что к началу октября (на 131%) выросли по сравнению с прошлым годом затраты на гостиницы в России. Иными словами, россияне не пожалели этим летом денег на отдых.
Без малого на половину, на 48%, выросли расходы на развлечения, на 46% увеличились расходы на парковки и гаражи, затраты на автомобили, купленные у автодилеров, а также повысился спрос на запчасти на 40%.Траты на цветы и подарки стали выше на 33%, на ювелирные изделия-на 31%.
Меньше всего выросли расходы на продовольствие (9,6%), авиабилеты (6,6%), а также на лекарства и медицинские товары (6,5%).
Кстати, из продовольственных товаров россияне чаще всего покупали соль. По данным Росстата за месяц-с июля по август, ее продажи увеличились почти на 8%.
Что касается роста цен в потребсекторе, то эксперты его пока не видят. Сейчас наблюдается низкая инфляция на рынке товаров производственного назначения. Например, в июне она оказалась нулевой, то есть промышленные цены сегодня те же самые, что и год назад. Издержки производителей - это один из основных драйверов роста розничных цен. Как только они начинают расти, продавцы повышают розничные цены, перекладывая свои расходы на конечного потребителя. И наоборот: при стабильности издержек розничные цены ведут себя намного спокойнее. Так что и здесь серьезных угроз ценовой стабильности пока не видно. В Финансовом университете считают вполне убедительным прогноз Центрального банка, согласно которому инфляция по итогам года не превысит 5-6%.