Русская дорога - явление, которое стало предметом всеобщего обсуждения, зачастую с нотками иронии. Ведь достатка действительно хороших дорог в большой стране не было никогда. Направлений - пожалуйста, а вот с асфальтом у нас исторически беда. Во все времена необходимость в новых магистралях, трассах, улицах и переулках не пропадала, а только нарастала. Прямо сейчас в России полтора миллиона километров дорог, но даже если удвоить эту впечатляющую цифру, то потребность в асфальте не отпадет. Впрочем, путь осилит только идущий.
Современная дорога, а другие уже просто не имеют права появляться, - весьма сложная конструкция, в которой огромное количество составляющих элементов: начиная от "рецепта" полотна и заканчивая технологиями оснащения и безопасности. Всего в сфере дорожного строительства трудится около 750 000 человек, расширяя, ремонтируя и строя новые сотни тысяч километров магистралей и улиц ежегодно. Сложно себе это представить, но за 20 лет протяженность автодорог в России выросла втрое.
Новая трасса из Москвы в Санкт-Петербург М-11 достойна всяческой похвалы и позволяет добраться из одной столицы в другую за считаные часы. Это сверхсовременная магистраль, которой позавидуют и некоторые немецкие, некогда эталонные автобаны. Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) разгрузила стоящее в пробках московское кольцо и позволила водителям экономить часы на объезде Москвы. Быстро, удобно, а если посчитать сэкономленные бензин и время, - еще и экономически целесообразно.
Открытый недавно участок трассы М-12 от Москвы до Арзамаса станет элементом новой федеральной трассы, которая пройдет через всю страну. Недаром его открывал президент Путин: стройки таких масштабов и такой нагрузки, как экономической, так и политической, меняют ландшафт не только в прямом понимании слова - логистическая доступность и сокращение времени доставки обязательно скажутся на бизнесе всех регионов, через которые пройдет новая магистраль. А это уже ландшафт экономический, переоценить значение которого сегодня просто невозможно.
Но дороги - это не только асфальт и отбойники, фуры и другие автомобили. Это еще и свобода перемещения, которая крайне важна во многих сферах обычной жизни: от семьи до туризма и отдыха. Будут хорошие дороги - будет и внутренний туризм. Современный российский турист уже готов ко всяким лишениям: к достопримечательности должна быть проложена проходимая на обычном автомобиле дорога. Желательно асфальтовая. Если проект "Внутренний туризм" - это не просто слова, то должна развиваться вся инфраструктура: гостиницы, общепит, аэропорты и в первую очередь дороги. Удобные и безопасные.
Рассмотрим Московскую область, которая входит в тройку лидеров по протяженности дорог (больше 40 тысяч километров) и является важным транспортным узлом: в области проложено множество федеральных и региональных автодорог, связывающих Москву с другими регионами России. Власти активно развивают дорожную инфраструктуру региона: строят новые дороги, расширяют существующие и вводят в действие современные технологии управления дорожным движением. Это позволяет снизить загруженность дорог, обеспечить более плавное и безопасное движение транспорта.
По данным подмосковного Минтранса, в 2022 году было отремонтировано свыше 880 км покрытия региональных дорог. В части обеспечения безопасности дорожного движения в результате комплексных усилий всех заинтересованных структур в регионе снижены все базовые показатели аварийности, которые и в 2023 году продолжают уменьшаться.
Современные требования основаны на высокой скорости автомобилей, поэтому любая дорога должна быть безопасной как для водителя и пассажира, так и для пешехода и велосипедиста. Для всех без исключения участников дорожного движения. Поэтому сегодня высокоскоростная трасса и улица должны быть оснащены по последнему слову техники: отбойники, освещение, катафоты на поворотах, надземные и подземные пешеходные переходы. И, конечно, должны применяться все доступные методы контроля соблюдения правил дорожного движения: начиная от сотрудников ГИБДД и заканчивая современными техническими средствами контроля.
Сегодня одним из столпов безопасности на российских дорогах стала федеральная система "Паутина", аккумулирующая информацию более чем с 27 тысяч комплексов фотовидеофиксации, которые помогают инспекторам на дороге контролировать обстановку, к примеру, заранее предупреждая о приближении автомобиля нарушителя. Современные камеры фиксируют более 50 составов нарушений ПДД: как типовые (например, движение по обочине, выезд на полосу встречного движения, пересечение сплошной линии разметки), так и сложные составы, для распознавания которых применяется нейросетевая обработка. Развитие систем фотовидеофиксации ведется во всех регионах страны в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги", основная цель которого - снижение аварийности и смертности в ДТП. Камеры уже доказали свою эффективность, существенно снизив аварийность в местах установки, о чем неоднократно заявлял начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант Михаил Черников. По его словам, благодаря работе камер в 2022 году было ликвидировано 1,6 тысячи аварийно-опасных участков.
Комплексный, по-настоящему государственный подход позволил всего за несколько десятилетий - смешной по меркам истории России срок - сделать российские дороги из головной боли и вечной проблемы поводом для гордости. Причем строительство идет во всех регионах и по одному весьма высокому стандарту. Лучший способ убедиться - сесть за руль и проехаться дальше своего стандартного маршрута. Своими глазами увидеть и новый асфальт, и фонари, и разметку, и придорожную инфраструктуру. А после искренне оценить и поблагодарить всех тех, чьими руками был сдвинут с мертвой точки этот извечный и, казалось, нерешаемый в принципе вопрос.