16.10.2023 03:00
Общество

Торговые сети внедряют ESG-принципы и вовлекают в этот процесс покупателей

Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Устойчивое развитие №233 (9178)
Забота об экологии в настоящее время стала неотъемлемой частью российского ретейла. Крупные игроки формируют долгосрочные ESG-стратегии, не жалея средств на реализацию "зеленых" программ. Инициативы, связанные с экологической ответственностью, касаются сокращения объема отходов, развития общественной культуры рационального потребления, сбережения природных ресурсов, а также волонтерских программ по озеленению территорий.
Для минимизации вреда окружающей среде торговые сети работают над сокращением объема отходов в пользу вторичной переработки. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

"Инициативы федерального ретейла направлены как на сокращение вредного воздействия на окружающую среду, так и на стимулирование экологичного поведения среди потребителей и их поддержку в стремлении вести здоровый образ жизни, - пояснил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. - Цели в области устойчивого развития внесены в стратегии развития крупнейших игроков. Одной из ключевых задач в этом направлении является существенное уменьшение углеродного следа. В качестве целевых ориентиров выступают конкретные показатели сокращения выбросов парниковых газов. С точки зрения ежедневной минимизации вреда окружающей среде торговые сети ведут планомерную работу по сокращению объема отходов, направляемых на полигоны, в пользу вторичной переработки".

Российские ретейлеры уже добились хороших результатов в том, что касается переработки пластика или картона. Согласно данным АКОРТ, по итогам 2022 года более 90 процентов твердых отходов от операций распределительных центров и магазинов крупнейших игроков было направлено на вторичное использование.

"Одна из наших стратегических целей - передавать на переработку до 95 процентов материалов от операций компаний на распределительных центрах, в магазинах, в офисах, - говорит директор по устойчивому развитию X5 Group Мария Подкопаева. - Ежегодно мы передаем сотни тысяч тонн пластика, картона, пленки и другого вторсырья. Только в прошлом году на вторичное использование была направлена 351 тысяча тонн картона".

Заботятся об экологии не только продуктовые ретейлеры. Например, сеть гипермаркетов бытовой техники "М.Видео-Эльдорадо" уже нескольких лет реализует крупный проект по сбору и передаче на переработку старой техники. За это время компания отправила на переработку около десятка тысяч тонн устаревших бытовых приборов. Также сеть перерабатывает 85 процентов собственных отходов.

Вопросы ESG-повестки сложны и многообразны, но их предстоит решать всему обществу

Российские ретейлеры стараются не только самостоятельно следовать принципам заботы об окружающей среде, но и активно вовлекают в этот процесс покупателей. Многие помнят, как пять-семь лет назад продуктовые супермаркеты бесплатно выдавали на кассе пластиковые пакеты для упаковки продуктов. Однако ситуация начала меняться. Один за другим продуктовые сети сначала ввели плату за пакеты, а затем запустили кампанию по популяризации многоразовых шопперов взамен пластика. По данным Greenpeace (внесена в перечень нежелательных на территории РФ организаций), одноразовые пакеты входят в топ-10 главных загрязнителей Мирового океана. Ежегодно на планете используется более одного триллиона таких пакетов, и до вторичной переработки доходит лишь один из двухсот.

"Торговые сети ведут активную работу с покупателями в части сокращения использования пластика, - отмечает Игорь Караваев. - Для пакетов используются биоразлагаемые материалы, а покупателям всегда предлагают в качестве альтернативы многоразовые сумки и мешочки-фруктовки. Подобные инициативы находят отклик у потребителя: продажи экосумок с каждым годом растут".

Число людей, желающих внести вклад в заботу об окружающей среде, с каждым годом растет

Сегодня ходить за покупками с многоразовым шоппером считается хорошим тоном и демонстрацией своей заботы об окружающей среде. Эксперты уверены, что российские потребители готовы поддерживать экологические инициативы. Количество людей, которые хотят внести свой посильный вклад в заботу об окружающей среде с каждым годом растет. Именно поэтому такие экологические программы, как сбор макулатуры, одежды, использование контейнеров для сбора и дальнейшей утилизации батареек, лампочек, пластиковой тары находят отклик у покупателей.

"Федеральные ретейлеры ведут большую образовательную работу со своими клиентами, а также стимулируют к правильной утилизации использованных товаров, - говорит Игорь Караваев. - Для потребителей устанавливаются фандоматы для сбора пластиковой и алюминиевой тары, а также макулатуры. Более того, некоторые компании предоставляют возможность покупателям сдать ненужные текстильные изделия и обувь. Такую потребительскую инициативу стимулируют скидками, а собранные вещи централизованно отправляются на заводы для переработки. Экологически ответственный подход сетевой торговли не только позитивно влияет на лояльность покупателей, но и помогает им формировать культуру осознанного потребления".

Проекты фудшеринга могли бы спасти до миллиона тонн продовольствия каждый год

Данные о проделанной работе показывают, что результат есть. К примеру, компания X5 Group за первую половину 2023 года собрала и передала на переработку более 26 тонн батареек. А за 2022 год с помощью специальных контейнеров удалось собрать в общей сложности 14,4 тысячи книг, из которых около 4 тысяч книг пошли в переработку, а остальные - в библиотеки.

Еще один перспективный тренд в сокращении отходов - фудшеринг - передача на благотворительность продуктов, срок годности которых подходит к концу.

"Пока проекты фудшеринга развиваются на добровольной основе только отдельными торговыми сетями, однако уже сейчас они позволяют сократить списания по отдельным товарным категориям в среднем на 25 процентов, а объем переданной на благотворительность продукции у торговых сетей-участников исчисляется десятками тонн, - поясняет Игорь Караваев. - В случае поддержки государством на законодательном уровне такие проекты могут спасти до миллиона тонн продовольствия в год и обеспечить примерно половину рациона для 3,5 миллиона россиян".

90 процентов твердых отходов от операций распределительных центров и магазинов крупнейших ретейлеров направлено на вторичное использование в 2022 году

Дело в том, что развитие фудшеринга пока тормозит отсутствие необходимой законодательной базы. Сегодня ретейлерам выгоднее утилизировать продукты, чем отдавать на благотворительность, поскольку такая передача облагается НДС.

Компании ретейла выбирают ESG-принципы

Впрочем, продукты, срок годности которых уже истек, ретейлеры тоже не выбрасывают просто так. Они направляются на переработку в корма для сельскохозяйственных животных и на удобрения. Это способствует сокращению объемов органических отходов на полигонах.

Есть и другие инструменты реализации политики экологической ответственности, начиная от выпуска коллекций верхней одежды из переработанного пластика и заканчивая применением экологичных или переработанных материалов в дизайне магазинов. Такие инициативы тоже находят отклик у покупателей.

"Мы видим интерес людей к теме экологии, так как каждый год все большее количество человек принимают участие в наших экопроектах", - отмечает Мария Подкопаева.

Экология Бизнес