Мировое ученое сообщество не могло пропустить такие негативные изменения и объединилось в процессе разработки новых принципов взаимодействия общества и природы, которые должны были разрешить текущие противоречия. В противовес экономике потребительского типа возникла концепция устойчивого развития как новая модель социально-экономического развития общества.
Напомню, что в 1987 году комиссией ООН была завершена крупномасштабная исследовательская работа, результаты которой были представлены мировому сообществу в докладе "Наше общее будущее". В документе впервые сформулировали концепцию устойчивого развития, которое улучшало бы качество жизни нынешнего поколения без ущерба для будущих.
Главное условие устойчивого развития - сохранение емкости биосферы, ее способности к самовосстановлению. По существу, в докладе "Наше общее будущее" была обоснована необходимость смены императивов экономического развития и установления гармонии взаимоотношений общества и природы для сохранения биосферы.
Очевидно, что в настоящее время альтернативы устойчивому развитию нет. Однако до 2015 года его внедрение тормозилось отсутствием конкретных механизмов реализации. 25 сентября 2015 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят концептуальный документ "Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года". Документ включает 17 целей устойчивого развития (ЦУР). Среди них ликвидация нищеты и голода, хорошее здоровье и благополучие населения, качественное образование для всех, гендерное равенство, чистая вода, достойная работа и экономический рост, индустриализация, борьба с изменением климата и так далее.
Ситуацию с выполнением ЦУР ухудшила пандемия коронавируса, отбросившая многие страны на десятилетие назад в решении отдельных вопросов. Более того, есть неутешительные прогнозы, что часть населения развивающихся стран будет опять испытывать крайнюю нищету и сложности с трудоустройством в связи с ростом безработицы, а к 2030 году вместо планируемых 6 процентов в крайней нищете будет находиться 8,8 процента населения Земли.
Тем не менее концепция устойчивого развития продолжает формировать долговременные тренды. В рамках борьбы с климатическими изменениями была принята Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, которая ставит перед субъектами Российской Федерации задачу достичь "климатической нейтральности".
Согласно долгосрочным прогнозам климатологов, большая часть территории России (Сибирь и субарктические регионы) будет находиться в области более значительного потепления по сравнению с другими странами, с наибольшим увеличением температуры зимой (к 2030 году на один-два градуса Цельсия). Неблагоприятные, резкие изменения погоды приводят к ощутимому социально-экономическому ущербу, влияют не только на сельское хозяйство, но и на все остальные отрасли - энергетику, водное хозяйство, речное и морское судоходство.
Распоряжением правительства РФ в декабре 2019 года был утвержден Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. Согласно ему, каждый субъект РФ должен был разработать паспорт климатической безопасности. Он должен стать информационно-аналитической базой для определения мер снижения негативных последствий изменения климата. Но во второй половине 2023 года большинство регионов страны все еще находится в стадии разработки такого паспорта, а уже готовые паспорта носят типовой характер и недостаточно информативны для использования.
Регионы сталкиваются не только с организационными, но и с информационными сложностями: отсутствует рабочее межведомственное взаимодействие, нет единой информационной системы, которая могла бы стать основой не только для стратегического планирования адаптации, но и для текущего тактического управления.
В то же время практически на всех территориях мы наблюдаем усиление неблагоприятных погодных явлений. Так, лето 2023 года принесло в отдельные регионы сильные ливневые дожди, ставшие причиной затоплений, схода селей и других опасных явлений. В Республике Алтай сель стал причиной отключения электричества и блокирования людей в поселке Манжерок. Ряд южных и юго-западных районов Новосибирской области оказались в зоне засухи, в то время как в Сочи 9 июля текущего года практически за сутки выпало около 80 миллиметров осадков, что стало причиной затопления города.
В настоящее время акцент переносится на развитие "зеленой" экономики, направленной прежде всего на декарбонизацию и стремление к достижению углеродной нейтральности. Однако нельзя не учитывать объективную реальность. Россия по факту самая северная страна мира с точки зрения размещения населения и стационарных населенных пунктов. В этой связи 30-40 процентов вырабатываемой энергии в России тратится на поддержание нормальных условий жизни с учетом низких температур на большей части территории в течение не менее шести - восьми месяцев в году, что определяет высокую энергоемкость. Выработка энергии осуществляется преимущественно из углеводородного топлива (65-70 процентов от общей выработки), наблюдается и ограниченность текущих возможностей использования альтернативной энергетики. Поэтому нужно принимать в расчет, что взятый курс на низкоуглеродную экономику может ухудшить положение базовой отрасли - энергетики.
Стоит отметить, что ценности устойчивого развития невозможно закрепить в обществе без формирования экологической грамотности - это то, что позволит выжить современному человеку. К сожалению, приходится констатировать, что большая часть взрослого населения все еще весьма далека от "экологических вопросов". Кроме того, налицо дефицит специалистов, готовых массово внедрять идеи устойчивого развития.
Поэтому сейчас в субъектах РФ ведется активная деятельность по разработке региональных законов в сфере экологического просвещения, образования и формирования экологической культуры. Такие законы уже приняты в Алтайском и Приморском краях, Новгородской области. Будем надеяться, что эта работа принесет свои плоды.