18.10.2023 11:54
Культура

В Воронеже впервые поставили оперу Рахманинова "Скупой рыцарь"

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №236 (9181)
Одноактную оперу Рахманинова на текст из "Маленьких трагедий" Пушкина впервые представили в Воронеже на сцене филармонии. "Скупой рыцарь" стал приношением и к юбилею композитора, и к грядущему 225-летию со дня рождения поэта.
Читать на сайте RG.RU

Проект объединил выдающихся солистов из ГАБТа (Владимир Байков - Барон, Леонид Бомштейн - Ростовщик), Астраханского (Роман Завадский - Альбер) и Воронежского (Алексей Тюхин - Слуга, Герцог) театров оперы и балета. Акустика зала не совсем подходит для пения с оркестром, но артисты умело адаптировались к этим условиям, так что для публики никаких неудобств не возникло.

Яркая музыка, написанная почти век назад, ближе к симфонии, чем к традиционной опере, отметил руководитель постановки, дирижер Игорь Вербицкий:

- Сразу слышно, что это музыка ХХ века: по ритмике, по мелодике. Здесь идет сквозное действие, постоянное столкновение эмоциональных всплесков. У солистов вместо длинных арий - речитативы. Для оркестра Рахманинов потрясающие вещи придумал…

По словам Байкова, который в течение 2023 года не раз пел Барона в разных постановках, главная партия требует от баса большой концентрации: "Там есть настолько трудные места, что невозможно просто отдаться образу. К тому же сегодня нам приходится петь приблизительно на полтона выше, чем во времена Рахманинова, так как за столетие изменился камертон".

На фестивале "Видеть музыку" показали забытую оперу Бизе об Иване Грозном

Опера сложна для исполнения, но зрителя захватывает с первых тактов и цепко держит до самого финала. Даром что каких-либо аттракционов и спецэффектов при концертном исполнении не предполагается, а жестикуляция и перемещения артистов ограничены пространством между скрипачами и дирижерским пультом. Тем не менее в этом узком "коридоре" уместилось и отчаяние озлобленного Альбера, оказавшегося у последней черты, и корыстная угодливость Ростовщика, и холодное достоинство Герцога, и целая гамма чувств Барона, одержимого любовью к своим сундукам.

- В этой опере нет ни одной женской партии и ни одной строчки про любовь, но она "забирает" слушателя своей психологической достоверностью, - подчеркнул Владимир Байков. - Ценно и то, что Рахманинов сохранил гениальный пушкинский текст. Он создавал партию Барона под голос Шаляпина, а певец почему-то решил, что музыка недотягивает до уровня стихов. Неправда, оркестровка здесь потрясающая! И не каждому оркестру она по силам. К счастью, воронежский симфонический - из тех коллективов, который способен такое сыграть.

Музыкальный театр Воронеж