"Есть ребята, которые по тем или иным причинам не получают аттестаты после 9-го класса, - говорит губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. - Основные - это семейные проблемы. Но мы понимаем, если ребята никуда не поступят, они могут быть потеряны для общества". Губернатор предложил минобру края дать им возможность получить специальность. Расходы возьмет на себя бюджет региона (учиться без аттестата бесплатно нельзя).
Инициатива вызвала у пермяков неоднозначную реакцию. Некоторые возмущались. Получается, можно не стараться в школе, раз тебя все равно примут в колледж? Всё не так.
По данным регионального минобразования, в этом году техникумы и колледжи края были готовы принять 16,3 тысячи учащихся. Примерно столько и поступило, свободными остались всего 318 мест. В то же время каждый год в Прикамье не могут сдать ОГЭ и остаются без аттестата примерно 380-400 ребят. Как правило, это те, кто не хочет учиться в школе. Причины могут быть самые разные - и банальная лень, и то, что школа надоела. А если семья не очень благополучная, то учеба и вовсе таких подростков не интересует. Но пермские чиновники полагают: если предложить им получить рабочую профессию, они могут согласиться.
"У меня много примеров, когда парень в школе учился так себе, ему было просто неинтересно, - говорит директор пермского авиационного техникума Александр Дическул. - А выучился на токаря, слесаря - и стал хорошим специалистом. Инициатива очень положительная. Ребятам дается шанс получить профессию". Безусловно, учиться никого не будут заставлять, это дело добровольное.
Следующей весной перед окончанием учебы в школах до всех учеников доведут информацию, что те, кто не смог сдать экзамен или не захотел это сделать, может получить рабочую профессию. "Мы планируем организовать прием таких ребят, - пояснила министр образования Пермского края Раиса Кассина. - Предложим им начать учебу в техникумах и колледжах с последующим получением свидетельства о профессии и присвоением квалификации. Параллельно будет идти подготовка к повторной сдаче ОГЭ".
Это новшество в Прикамье хотят реализовать со следующего учебного года. "Одновременно необходимо сокращать число тех, кто не получил аттестат сразу после 9 класса", - поставил задачу губернатор.
Павел Миков, директор пермского краевого колледжа "Оникс":
- Проблема занятости детей, оставшихся без аттестата, существует много лет. Если подросток не сдал экзамен, он вынужден ждать целый год, чтобы еще раз прийти на ОГЭ. И это время он, по сути, ничем не занимается.
На учебу его не возьмут без аттестата, на работу вряд ли примут без специальности. Дети предоставлены обычно сами себе, а это может привести к печальным последствиям. Решение, принятое нашим министерством образования, закрывает эту проблему. Мы обсудили его с преподавателями и пришли к выводу, что так и надо поступать. Наш колледж готов принять 15 ребят - девочек и мальчиков, не сдавших ОГЭ, в следующем году.
Учебные программы для них практически готовы. Они получат за год учебы профессиональное образование, и к тому же наши преподаватели будут готовить их к ОГЭ. Подросткам, которые оказались вне системы образования по тем или иным причинам, будет протянута рука помощи.
Марина Алдаева, педагог-психолог, Пенза:
- Не стоит думать, что все двоечники ленивые и беззаботные. Из этих ребят могут вырасти прекрасные токари, шлифовщики, водители. Им нужно вовремя помочь, направить.
И я рада, что, пусть пока только в одном регионе, нашли способ как решить эту проблему.
Раньше были училища, вечерние школы, рабочей молодежи - назвать их можно как угодно. Они давали человеку главное - профессию и путевку в жизнь. Высокие баллы на ОГЭ и ЕГЭ не должны быть единственной целью для школьника. Увы, но сейчас это так.
Лариса Твердохлеб, директор экономико-правового лицея-интерната имени героев "Молодой гвардии", Луганск:
- На мой взгляд, идея замечательная. Это же запасной парашют!
В Луганской Народной Республике, как и по всей России, девятиклассники тоже будут сдавать экзамены. В старшие классы они приходят нередко неподготовленными. И это не их вина. Они учились в сложной ситуации, дистанционно, порой без света и интернета. Нужно отталкиваться от мотивации на дальнейшую учебу самого ребенка, а также от его физических и психологических возможностей.
Есть дети, которым по объективным причинам в силу индивидуальных особенностей, здоровья очень сложно учиться в старших классах. Но не всем же дано и необходимо становиться учеными, юристами и политиками. Они могут стать хорошими поварами или отличными парикмахерами. И неважно, какая оценка у него была, например, по математике.
То, что ребенок пойдет получать профессию, это прекрасно. Но, чтобы не было злоупотребления со стороны учеников, а у обычных лентяев была мотивация, такую возможность надо давать, к примеру, по решению педсовета школы.
Павел Розов, заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга:
- Школьники Петербурга в целом хорошо справляются с госэкзаменами, в том числе и выпускники девятых классов. Тех, кто не сдал в этом году ОГЭ, около тысячи человек. Это примерно 2% от всех выпускников девятых классов.
Как правило, они остаются в школе и продолжают обучение, чтобы повторно сдавать экзамен на следующий год. При повторной сдаче большинство справляется и получает документ об образовании. В дальнейшем ребята могут продолжить учиться в школе или поступить в учреждения среднего профессионального образования для получения выбранной ими специальности.