В то время как продажи новых машин бьют рекорды, вторичный авторынок в сентябре пошел на снижение. По данным агентства "Автостат", в сентябре россияне приобрели 509,5 тыс. автомобилей с пробегом - это на 11% больше по сравнению с прошлым годом, однако на 8% ниже августовского результата (551,3 тыс. шт.). Стоит отметить, что отрицательная помесячная динамика зафиксирована, несмотря на окончание дачно-отпускного сезона, когда обычно, напротив, наблюдается рост спроса. Подтверждает эту тенденцию и рынок кредитования автомобилей с пробегом, который традиционно несколько опережает продажи: в сентябре он сократился по отношению к предыдущему месяцу на 10% в штуках и на 11% - в рублях.
"В условиях волатильности курса рубля ситуация на вторичном авторынке развивалась нетипично. В середине лета произошло увеличение спроса на авто с пробегом, поскольку люди стремились вложить деньги в товары длительного пользования. Увеличение утилизационного сбора с 1 августа пока отражается на цене автомобилей с пробегом незначительно. Его влияние станет заметно позже, когда машины, купленные после повышения сбора, начнут перепродаваться. Так, цены на автомобили с большим литражом двигателя в среднем увеличатся на 1 млн рублей", - комментирует директор по продажам автомобилей с пробегом ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр" Владимир Желобов.
По словам основателя автомобильного маркетплейса Fresh Дениса Мигаля, на динамике продаж также сказывается ограниченное предложение ликвидных машин вследствие высокого спроса на них с апреля текущего года и по причине низких объемов импорта авто с пробегом в нашу страну. Они сократились из-за низкого курса рубля, роста утилизационного сбора, а также запрета японских властей на экспорт в Россию машин с объемом двигателя более 1,9 л, электрокаров и гибридов.
Действительно, импорт легковых автомобилей с пробегом в сентябре показал самый низкий ежемесячный результат в нынешнем году - 17,2 тыс. экземпляров. Для сравнения: это втрое меньше, чем в июле (51,3 тыс. шт.), и практически вдвое ниже показателя августа (32 тыс. шт.), сообщили эксперты "Автостата" со ссылкой на данные АО "ППК". При этом с ограничением поставок из Японии доля этой страны в общем объеме ввоза подержанных машин начала сокращаться, однако все еще остается доминирующей - 51%.
Между тем, средняя стоимость подержанного легкового автомобиля в сентябре впервые преодолела 1,5-миллионную отметку, составив 1 млн 543 тыс. рублей, подсчитали в "Автостате". Цены на вторичном авторынке непрерывно растут с апреля нынешнего года. Так, по отношению к августу автомобили с пробегом подорожали в среднем на 5% или на 75 тыс. рублей. Если же сравнивать текущий показатель с тем, что был год назад (в сентябре 2022-го), то с тех пор средняя цена подержанных машин выросла на 23%, то есть на 289 тыс. рублей.
Как говорит Владимир Желобов, стоимость автомобилей с пробегом зависит от цен на новые машины. Особенно это отражается на автомобилях с хорошей комплектацией и сроком владения от года до трех лет. На них сохраняется устойчивый спрос, такие машины будут быстро и заметно дорожать, независимо от сегмента. По прогнозам, новые автомобили до конца года могут вырасти в цене еще на 20%, поэтому можно предположить, что и у машин с пробегом ситуация будет схожей. В этих условия спрос начнет снижаться, так как потребителям понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ценам.
В свою очередь, директор "Авилон Автомобили с пробегом" Николай Баскаков считает, что рост цен, наоборот, подогревает интерес клиентов совершить покупку в ближайшее время, до очередного подорожания. Наибольшим спросом сегодня пользуются подержанные машины в ценовом сегменте от 1 до 2 млн рублей. Кроме того, к традиционно популярным у россиян внедорожникам в последние месяцы присоединились автомобили, по которым практически нет новых поставок из-за рубежа, - в первую очередь, это модели европейских брендов.
Показательно, как на фоне увеличения цен растет финансовая емкость вторичного авторынка. За восемь месяцев нынешнего года она составила 3,79 трлн рублей (+45% к прошлому году), согласно оценкам "Автостата", и по итогам всего 2023-го может достичь рекордных 5 трлн рублей.
А вот в количественном выражении продажи подержанных машин еще далеки от максимальных значений. Напомним, что в последние годы рекордным для вторичного рынка считался объем в почти 6 млн единиц, достигнутый в 2021 году (абсолютный рекорд отмечен в 2014-м - 6,1 млн шт.).
Так, за девять месяцев 2023 года россияне купили 4 млн 326,1 тыс. легковых автомобилей с пробегом, что на 24% выше показателя за январь - сентябрь прошлого года. Аналитики "Автостата" не сомневаются, что после прошлогоднего падения до объема в 4,9 млн единиц при любом развитии событий в оставшиеся три месяца 2023 года - рынок автомобилей с пробегом непременно покажет положительную динамику. По самым скромным подсчетам (в пессимистичной версии прогноза), он достигнет объема в 5,65 млн купленных подержанных машин (+15% к результату 2022 года), в базовой версии - 5,8 млн экземпляров (+18%), а в самом оптимистичном сценарии - не исключено повторение рекорда 2021 года (5,9 млн шт., +20%).
"Неизбежное в текущих условиях подорожание автомобилей с пробегом может негативно отразиться на уровне продаж по итогам четвертого квартала текущего года - снижением на 5-10% по сравнению с уровнем реализации в июле - сентябре. Тем не менее, выход на показатели досанкционного 2021 года вполне возможен, но денежные объемы вторичного рынка будут увеличиваться, в основном, за счет роста стоимости подержанных машин, а не благодаря рекордному уровню продаж", - резюмирует Денис Мигаль.