Одно из важных направлений деятельности Следственного комитета - это раскрытие и расследование преступлений прошлых лет, как обстоят дела в этом направлении?
- Пристальное внимание такой работе уделяет постоянно действующая на базе Следственного управления аналитическая группа. Да, бывает, что нераскрытые дела годами лежат в архивах, но сегодняшние технологические и экспертные возможности позволяют нам делать то, что ранее было просто невозможно: мы поднимаем, изучаем и анализируем каждое давнее дело, заново исследуем уже полученные вещественные доказательства. С начала 2023 года территориальными следственными отделами Следственного управления СК РФ по Нижегородской области раскрыто 73 преступления прошлых лет, из них 12 убийств.
Так, на протяжении 14 лет оставались нераскрытыми изнасилование, совершенное на территории Городецкого района Нижегородской области, и схожее преступление, совершенное на территории Московского района Нижнего Новгорода. По этим делам установлена возможность проведения дополнительных экспертных исследований по имеющимся вещественным доказательствам. При проведении молекулярно-генетических судебных экспертиз установлены ДНК-профили лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Причем один из преступников к этому времени уже отбывал наказание в исправительной колонии за совершение другого преступления. И таких примеров немало: наука развивается, наши следователи-криминалисты постоянно совершенствуют свой профессионализм. За что и получают заслуженные награды.
О наградах: в вашей жизни их тоже немало, а какую назвали бы самой для себя дорогой?
- Немало, вы правы. Но главная, пожалуй, казалась бы, вполне мирная - "Заслуженный юрист Республики Татарстан", и объясню почему. Помните трагедию "Булгарии" в июле 2011 года? Я работал тогда как раз в Казани.
Как сейчас помню: посреди солнечной жары налетел порывистый ветер и зарядил страшный ливень. В городе-то было непросто, а тут судно на открытой воде. На Булгарии тогда погибли 122 человека, из них 35 детей. Когда мы прибыли к месту трагедии, наши ребята спускались вниз - после с водолазами психологи работали, да и бывалые следователи плакали от того, что видели. Ведь именно внизу, в помещении под палубой, был детский праздник, малыши пяти-шести лет, и даже совсем крошки, шансов выбраться минимум - глубина восемь метров, а затонуло судно буквально в одночасье. Там совпало все: и стихия, и нарушение на нарушении. Главное, что в жару иллюминаторы оказались открытыми.
Следственным комитетом РФ было возбуждено несколько уголовных дел, также привлечен к уголовной ответственности целый ряд должностных лиц, но это было уже потом, а людей не вернешь. К слову, технически капитан спастись мог, но не стал, был на посту до последнего и ушел под воду. Считаю, это тоже поступок.
И вот расследование: мы с ног валились, не было ни единой возможности побывать дома все 33 дня, жена мне просто привозила свежие рубашки. 18 дней работал в морге - вряд ли вы представляете, что это такое.
Когда спустя совсем немного времени я поднимался за этой наградой, буквально физически ощущал то, как она далось. С этой трагедией в памяти не сравнится ничто.