На сценах Красноярской краевой филармонии и Театра оперы и балета им. Хворостовского выступают звезды вокального искусства и молодые исполнители. Открыла смотр оперная прима, солистка Московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава. А в день рождения Дмитрия Хворостовского на сцене Большого зала Красноярской филармонии выступили звезды Мариинского театра: Владислав Сулимский, Сергей Скороходов и Кристина Гонца. К ним присоединились артисты театра "Новая опера": Владимир Кудашев и Анастасия Лепешинская, которые, как и Дмитрий Хворостовский, учились у заслуженного деятеля искусств России Екатерины Иофель. В этом году исполнилось 100 лет со дня ее рождения.
Весь вечер на сцене солистов сопровождал Красноярский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Ланде. Открыла программу музыка Джузеппе Верди, с чьим творчеством Дмитрий Хворостовский не расставался до последних дней своей жизни. Увертюра к опере "Набукко" поразила стихийным и драматичным звучанием оркестра, как и прозвучавшая вслед за ней ария Риголетто из одноименной оперы итальянского гения. Владислав Сулимский порадовал своим ярким сочным баритоном и невероятной харизмой.
"Я очень счастлив снова вернуться в Красноярск, - отметил исполнитель. - Этот город пропитан аурой Хворостовского. Я безмерно ценю и уважаю этого человека. То, что он сделал для русской оперы, мало кому удавалось. Помню, как мы с ним готовили арию Макбета на фестивале в Миккели, насколько он проникся ко мне, подправлял каждую нотку. У Дмитрия неповторимый тембр голоса. Не знаю, за счет чего это происходило. Кто-то грудью больше поет, кто-то головой. Дмитрий пел воздухом и всегда выделялся среди других певцов бархатным голосом и безумно длинным дыханием".
"Риголетто" - одна из любимых опер Верди, неразрывно связанных с творческой судьбой Дмитрия Хворостовского. Дуэт Джильды и Герцога в память о певце исполнили Кристина Гонца и Сергей Скороходов. Их исполнение отличалось эмоциональным воздействием, тончайшей палитрой оттенков и страстью.
"Жизнелюбие, наверное, было основной чертой в характере Дмитрия. Я не видел его никогда унывавшим, - рассказывает Сергей Скороходов. - Он с оптимизмом смотрел в будущее и навсегда останется примером стойкости, мужества и безграничной любви к своей профессии. Его удивительный тембр голоса затрагивает самые тонкие струны человеческой души".
Кристина Гонца продолжает: "Еще студенткой в Красноярске я попала на концерты Дмитрия Хворостовского и слушала его голос с замиранием сердца, восхищалась безграничным талантом, невероятным артистизмом. Для меня особая гордость и честь выступать на родной сцене на таком масштабном фестивале памяти моего великого земляка".
Певица была мила и органична на сцене. Виртуозно справлялась с головокружительными руладами в арии Царицы ночи из оперы Моцарта "Волшебная флейта". А исполнение знаменитой арии Царевны Лебедь из оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" отличалось неприхотливой нежностью и умиротворением. Сергей Скороходов приятно удивил звонким лирическим тембром голоса в протяжной Песне Левко из "Майской ночи" Римского-Корсакова и чувственной арии Каварадосси из "Тоски" Пуччини.
В дуэте Дона Карлоса и Родриго из оперы Верди "Дон Карлос" Владислав Сулимский и Сергей Скороходов впечатлили красноярскую публику необычайным благородством, ясностью интонаций и актерским самообладанием. Анастасия Лепешинская запомнилась обольстительной Кармен в знаменитой Хабанере из оперы Бизе и элегантной Золушкой в одноименной опере Россини. Голос певицы необычайно легкий и подвижный, расцвечен мягкими лирическими обертонами. Кокетливой и своенравной оказалась ее Луиза в испанской сарсуэле Чапи "Дочери Зеведея". Бас Владимира Кудашева оказался куда сдержаннее и аристократичнее. Слушая его в русских ариях хана Кончака из "Князя Игоря" Бородина и Гремина в "Евгении Онегине" Чайковского удивила степенность и внутреннее благородство артиста.
Год педагога и наставника в России органично сочетается с художественной идеей Красноярского фестиваля искусств "Хворостовский". Как отметил его генеральный продюсер Евгений Стодушный, "любой талант с должной огранкой может засиять гораздо раньше". "Можно много спорить о роли наставников по карьере знаменитости, однако исполнительское искусство сохраняет в себе передачу традиций вручную и через голос, от учителя к ученику, является главным секретом величия и сохранения русской исполнительской школы в самых разных жанрах", - сказал Стодушный.
Концерт в день рождения Дмитрия Хворостовского стал не просто диалогом двух оперных домов - Мариинского театра и театра "Новая опера", с которыми сотрудничал великий артист, а созвучием двух школ. Владислав Сулимский и Сергей Скороходов - великолепные певцы с разным бэкграундом вокальных школ. Анастасия Лепешинская и Владимир Кудашев продолжают линию Хворостовского, являясь выпускниками класса Екатерины Иофель в Красноярской академии музыки и театра (ныне Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского). Кристина Гонца из Мариинского театра - тоже выпускница кафедры этого вуза - еще один достойный пример ученицы следующего поколения наставников.
Специальная образовательная программа фестиваля включает в себя мастер-классы и творческие встречи там, где учился Дмитрий Хворостовский. Это детская музыкальная школа №4, Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького и Сибирский государственный институт искусств. Школа и институт в настоящее время с гордостью носят имя своего знаменитого выпускника.
Приглашения оперных певцов, оркестров и инструменталистов, составление новых программ - залог будущего фестиваля. Востребованность у красноярской публики особенно важна в нынешнее время. "Поиск новых форм исполнения современной музыки является необходимой частью музыкального процесса, - замечает Евгений Стодушный. - Однако часто мы забываем о том, что концерт академической музыки в жизни простого регионального слушателя - это редкость, праздничное событие, которое ему предстоит пережить. Разнообразная программа фестиваля предполагает доступность билетов. Мы осмысленно сдерживаем ценовую политику, благодаря финансовой поддержке Красноярского края и средствам спонсоров".
Помимо географии программы (концерты проходят также в Новосибирске и Москве), в будущем при очень оптимистичных прогнозах нельзя исключать и зарубежных гастролей. Это отражает масштаб личности Дмитрия Хворостовского. А еще важно, чтобы свидетелями концертов становились слушатели отдаленных уголков Красноярского края, пускай в камерном формате. Так фестиваль обретет еще больше новых друзей. Сейчас этому способствуют интернет-трансляции, которые собирают большое количество просмотров во всем мире.
Значительной вехой в биографии фестиваля стало открытие в фойе Красноярской филармонии фотовыставки "Хворостовский на Родине". В ее ретроспективе представлена хроника редких кадров и фотоматериалов Дмитрия Хворостовского, в том числе красноярского периода жизни и творчества. Эта уникальная выставка является частью не менее внушительной по охвату материалов экспозиции "Голос, покоривший мир", расположенной в красноярском музее-усадьбе Г. В. Юдина.
Красноярский краевой краеведческий музей с 1995 года собирает коллекцию вещей и экспонатов Дмитрия Хворостовского и его семьи. На сегодняшний день она насчитывает более тысячи единиц хранения.
Красноярский фестиваль искусств "Хворостовский" продлится до 5 ноября и завершится концертами в Красноярске, Новосибирске и Москве всемирно известной сопрано Аиды Гарифуллиной. Оперная дива выступит вместе с французским дирижером, лауреатом I Международного конкурса пианистов, дирижеров и композиторов им. С. В. Рахманинова Клеманом Нонсьё и лауреатом XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского - южно-корейским тенором Сон Чи Хуном.
Что вспоминают солисты:
Владислав Сулимский:
"Красноярск пропитан аурой Хворостовского. То, что он сделал для русской оперы, мало кому удавалось. Помню, как мы с ним готовили арию Макбета на фестивале в Миккели, насколько он проникся ко мне и подправлял каждую нотку... Дмитрий всегда выделялся среди других певцов бархатным голосом и безумно длинным дыханием".
Сергей Скороходов:
"Жизнелюбие, наверное, было основной чертой в характере Дмитрия. Я не видел его никогда унывавшим, он всегда мог найти выход из любой ситуации и до сих пор останется достойным примером стойкости, мужества и безграничной любви к своей профессии".
Кристина Гонца:
"Еще студенткой в Красноярске я попала на концерты Дмитрия Хворостовского и слушала его голос с замиранием сердца, восхищалась безграничным талантом и огромным дыханием, невероятным артистизмом. Для меня особая честь выступать на родной сцене на фестивале памяти моего великого земляка".
Впервые енисейскую столицу посетит с концертами прославленный заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева. Гастроли оперной труппы Московского академического Музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко (МАМТ) откроет спектакль "Дон Жуан" по опере Моцарта, а на следующий день артисты выступят с гала-концертом вместе с солистами Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. Хворостовского. Не менее интригующим обещает стать вечер в Малом концертном зале им. И. Шпиллера Красноярской филармонии с участием еще одних московских гостей - ансамбля Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского и солистов: Македы Монне (сопрано, Франция) и Артема Крутько (контратенор, Россия).