"Наш приоритет - повышение квалификации врачей через аккредитацию, систему допуска к профессии, разработку профстандартов, контроль над соответствием образовательных программ единым стандартам", - заявил Рошаль на съезде НМП. Подготовка врача должна продолжаться в течение всей карьеры - это аксиома. В большинстве стран каждый доктор обязан учиться по 50 часов ежегодно и периодически подтверждать квалификацию на экзамене, - напомнил Рошаль. В России тоже введена система непрерывного медицинского образования (НМО). Врачи проходят учебные курсы, участвуют в конференциях и получают баллы НМО и удостоверения о повышении квалификации. Эти данные передаются в Федеральный аккредитационный центр - чтобы заниматься лечебной работой, врач должен пройти аккредитацию.
Но проблем возникает много. Во-первых, перегруженные работой медики не имеют возможности обучаться в рабочее время, во-вторых, далеко не все обучающие центры предлагают программы, которые действительно нужны и полезны. Более того, в стране появился "серый" рынок - врачи могут получить баллы и "корочку" о пройденном курсе, хотя по факту обучения не было.
В НМП считают, что ситуацию можно улучшить. Предлагают включить время на учебу в рабочий график врача - хотя бы 30 минут в неделю. Так можно обеспечить принцип непрерывного профобразования, - отмечает Леонид Рошаль.
Кроме того, предлагается ужесточить требования к лицензированию образовательных центров. Более того, как считает Рошаль, если такой центр торгует документами о якобы пройденном обучении, в отношении его руководителя может быть применена уголовная ответственность. А для начала, говорят в НМП, стоит хотя бы создать реестр недобросовестных поставщиков образовательных услуг.
"Это очень правильно, что Национальная медицинская палата в очередной раз обратила внимание на проблемы качества дополнительного медицинского образования. В этой сфере давно пора навести порядок, - сказал "РГ" гендиректор сервиса дистанционного образования медработников Vrachu.ru Игорь Степанюков. - Некоторые недобросовестные организации продают учебные программы вне всякого контроля, просто через свои сайты. И если познакомиться с таким продуктом, оказывается, что они подсовывают пустышку, вообще не обучая медработников. При этом начисление баллов идет исправно".
Один из вариантов решения проблемы - лицензировать сами программы обучения. "Для этого надо тщательно проверять содержание каждой программы. И начислять баллы по итогам обучения только через официальный портал НМО минздрава", - считает Степанюков.
Но и здесь есть случаи мошенничества. "Некоторые нечистые на руку дельцы получают от врачей логин и пароль для входа в систему учета на портале НМО и "отмечаются" во время учебы за медработников. Эту проблему также надо решать. Самый очевидный выход - предусмотреть возможность идентификации медработника на портале минздрава через биометрические данные", - предложил эксперт.