Ранее я писал, что в отношении защиты подводных трубопроводов нет специальной международной конвенции, которая бы устанавливала правовой режим трансграничной инфраструктуры, зоны ответственности государств, механизм совместных следственных комиссий на случай аварий и т.д. В международном праве существует явный пробел в регулировании.
Практика показывает, что эта проблема как никогда актуальна для трубопроводов Балтийского моря. Ведь сначала произошли взрывы "Северных потоков", а теперь происшествие на Balticconnector. Из пока нетронутых злоумышленниками балтийских трубопроводов остался разве что Baltic Pipe.
Газопровод Balticconnector соединяет эстонские и финские газовые сетиСогласитесь, что разработка международной конвенции по трубопроводам в Балтийском море могла бы стать вполне конкретным вопросом повестки дня, например, для Совета государств Балтийского моря (СГБМ), в рамках которого проводятся в том числе парламентские сессии.
В 2022 году эта организация закрыла свои двери от России, а теперь ее члены шушукаются и перешептываются по соседству с Россией. Но отнюдь не о международной конвенции. Посудите сами. В повестке дня последней парламентской сессии СГБМ, состоявшейся в августе 2023 года, были включены вопросы о борьбе с "российской агрессией" и "сплоченность прибалтов перед российской угрозой".
И на этом фоне после инцидента на газопроводе Balticconnector президент Латвии заявляет о возможном закрытии Балтийского моря для прохода российских судов.
Это в чистом виде фантазии, которые лишены юридических оснований. Латвия не сможет перекрыть акваторию, поскольку согласно Конвенции ООН по морскому праву таких прав прибрежное государство не имеет. Такое поведение являлось бы нарушением международного права.
Наши морские суда передвигаются по балтийскому море вдоль "срединной линии", в международных водах. А даже если говорить об исключительной экономической зоне (200 морских миль) и территориальном море (12 морских миль) Латвии, то юрисдикция этой страны имеет ограниченный характер.
Любое государство пользуется правом мирного прохода через территориальное море (статья 17 Конвенции) и свободной судоходства и другими правомерными видами использования моря в исключительной экономической зоне (статья 58 Конвенции).
P.S. Конвенцию ООН по морскому праву американцы называют "правилами, на которых основан международный порядок" в Мировом океане (с чем можно согласиться). Неужели Латвия хочет нарушить его?
Источник: аккаунт российского сенатора Константина Косачева в Telegram.