Сегодня за полярным кругом действует 56 таких станций - это опорные пункты государства в Арктической зоне России. Они находятся за сотни километров от жилья в экстремальных условиях Заполярья, но при этом продолжают круглосуточные наблюдения за состоянием воздуха, рек и морей, животного и растительного мира. Кстати, в АЗРФ это сегодня единственные структуры, ведущие постоянный экологический мониторинг окружающей среды.
Больше всего их сегодня в Северном управлении - 34 труднодоступные станции несут вахту на побережьях северных морей и рек в Архангельской и Мурманской областях, в Карелии и Коми, в НАО и ЯНАО, в Красноярском крае.
Вместе с тем, несмотря на тяжелые условия зимовки и постоянный риск, заработная плата метеорологов колеблется в промежутке от 25 до 200 тысяч рублей. Причем на 200 тысяч, как рассказали в ведомстве, могут рассчитывать только наиболее опытные специалисты и руководители - те, что совмещают несколько компетенций.
- В связи с этим у молодежи наступает разочарование. Многие молодые люди рассчитывают, что будут получать сразу до 80 тысяч рублей. Но государство сегодня не может обеспечить начинающим специалистам, пришедшим к нам после окончания техникума или вуза, такой высокий уровень заработной платы, - говорит руководитель Северного управления гидрометслужбы Роман Ершов.
По его словам, кадровый дефицит (и даже голод) в отрасли обусловлен и другими факторами. Один из основополагающих - то, что выпускники учебных заведений не всегда готовы к отправке в сложные условия Заполярья. Во время арктической зимовки люди страдают не только от отсутствия солнца, сильных морозов, метелей и постоянного риска попасть в лапы белых медведей - угнетает изолированность и отсутствие благ цивилизации, которые воспринимаются на большой земле как должное.
Причем касается это не только метеостанций, но и опорных пунктов нацпарка "Русская Арктика", действующих сегодня на Земле Франца-Иосифа и на Новой Земле:
- В Арктике очень специфичные условия труда, это не только оторванность от дома, от привычного круга общения, но и "враждебная" природная среда, требующая от человека внутренней дисциплины и чувства ответственности перед коллективом за свои действия. К сожалению, современная молодежь в своей массе на это не готова. С пропаданием интернета у них заканчивается жизнь, - говорит директор национального парка "Русская Арктика" Александр Кирилов.
Для того чтобы обеспечить кадрами форпосты России в Арктике, государственные работодатели вынуждены вводить в штат рекрутеров. Специалисты по подбору персонала борются за каждого выпускника! Так, в образовательные учреждения, которые сегодня готовят гидрометеорологов, выстраивается очередь из представителей региональных структур Росгидромета. Используют все возможные уловки, чтобы заманить выпускников. К примеру, покупают им билеты для проезда к месту службы.
А ведь для молодежи это плюс - устроиться на работу "свежеиспеченному" юристу, экономисту или менеджеру, в отличие от метеоролога, сегодня очень сложно! По опубликованным недавно данным ВЦИОМ, 89 процентов российских студентов в возрасте 19-24 лет называют в качестве основной сложности при получении места по специальности именно отказ руководителей трудоустраивать без опыта.
Работодатели подчеркивают: в первую очередь выпускники должны быть надежными, а также физически подготовленными для отправки за полярный круг. Важно также иметь специализации на стыке профессий: хорошо получают те, кто одновременно владеет навыками экологического мониторинга, аэрологических и морских наблюдений. Но главное, чтобы было базовое техническое образование - тогда претендента в полярники можно направить на курсы переподготовки.
Вместе с тем на государственных форпостах России в Арктике сегодня стараются сделать жизнь полярников комфортной - на современных модульных станциях есть все удобства, и даже интернет (хотя и сильно ограниченный). Еще один довод в пользу арктических зимовок - обеспечение одеждой и едой. А так как живут полярники в предоставленных государством помещениях, собственную квартиру можно сдать в аренду. Кстати, в Северной метеослужбе многие семьи берут ипотеку, а выплачивают ее потом из сэкономленной за счет гособеспечения заработной платы.
Вся надежда - на кадровое ядро: многие полярники закалены годами, проведенными среди снега и льда. Причем вовсе не обязательно мужчины (хотя, по словам Романа Ершова, мужчинам на труднодоступных станциях все-таки легче).
Время продемонстрировало, что женщины могут отлично разбираться в технической части и не только вести наблюдения, но также настраивать все необходимое оборудование. Речь идет об автономной выработке электроэнергии и тепла - за сотни снежных километров от ближайшего населенного пункта зимовщики должны рассчитывать в первую очередь на себя.
Кстати, самой северной полярной зимовкой России сегодня руководит женщина - станция имени Кренкеля располагается на острове Хейса Земли Франца-Иосифа далеко за 80-й широтой. При этом у ее начальника Надежды Землянской огромный опыт зимовок еще со времен работы на Шпицбергене.