01.11.2023 11:16
Санкт-Петербург

"Автомобили на час" запросили льготы на платную парковку в Петербурге

Текст:  Владислав Краев (Санкт-Петербург)
Российская газета - Санкт-Петербург: №247 (9192)
Каршеринговые компании в Петербурге просят предоставить им льготы при пользовании зоной платной парковки. При этом в бюджет Петербурга эти компании напрямую не платят ни копейки.
Читать на сайте RG.RU

Каршеринговый бизнес, суммарный автопарк которого в Петербурге превышает 13 700 машин, не хочет платить полновесным рублем за платную парковку в центре города и просит предоставить ему льготы, как будто речь идет о какой-то "социальной службе", а не о крупном частном бизнесе.

Напомним, платное парковочное пространство охватило уже практически всю историческую часть Санки-Петербурга - Центральный, Адмиралтейский и Петроградский районы. С 1 ноября 2023 года платным для парковки стал почти весь Васильевский остров, за исключением новых намывных территорий, а также Крестовский остров. Платная парковка, как заверяет Смольный, уже уменьшила дорожный трафик в центре, увеличила среднюю скорость транспорта более чем на пять процентов, ускорив время прибытия машин оперативных служб.

При пользовании платными парковками в Петербурге стоимость одного часа стоянки для легковых автомобилей сегодня составляет 100 рублей в период с 8 до 20 часов (в иное время парковка бесплатна), со второго часа оплата поминутная. Официально зарегистрированные в центральных районах граждане могут приобрести льготный абонемент на год стоимостью 1800 рублей. Помимо повременной оплаты, владельцам автомобилей, не являющимся жителями центра, доступны месячные и годовые абонементы (20 075 рублей и 179 580 рублей соответственно).

До настоящего времени каршеринговые компании, ни одна из которых не зарегистрирована в Санкт-Петербурге, наравне со всеми оплачивают парковку своих машин из собственных средств. Разумеется, включая эти издержки в стоимость аренды для клиентов. Однако теперь, после значительного расширения зоны платной парковки на весь исторический центр, каршеринг посчитал ее слишком дорогим удовольствием для себя и обратился в Заксобрание города с просьбой предоставить льготы. Тем самым частный бизнес фактически предложил поставить себя в один ряд с живущими в центре Петербурга гражданами, а также с многодетными семьями, инвалидами, участниками Великой Отечественной войны и блокадниками Ленинграда.

Один из петербургских муниципалитетов выступил против платной парковки

Выступая перед депутатами, чиновниками и автоэкспертами, представитель одной из крупнейших каршеринговых компаний Ольга Саволайнен аргументировала просьбу бизнеса о льготах тем, что сервисы краткосрочной аренды якобы значительно снижают количество автотранспорта на дорогах и способствуют улучшению экологической ситуации. При этом компании испытывают финансовые и организационные трудности с поставкой новых автомобилей, запчастей, сервисным обслуживанием и ремонтом машин.

"Установление льготы на платную парковку поспособствует доступности каршеринга, его дальнейшему развитию и в целом улучшению транспортной системы города. Также городской бюджет будет ежегодно пополняться с абонементов на предсказуемую сумму", - сказала Саволайнен. В качестве примера она привела Москву, где стоимость годового абонемента для автомобиля каршеринга составляет 30 тысяч рублей в год. Также льготы для сервисов краткосрочной аренды действуют в Казани и Туле.

Заявка каршеринговых компаний на льготные абонементы (а они хотят получить их за восемь-десять процентов от полной стоимости) вызвала недоумение у депутатов и представителей исполнительной власти. При уточнении общей суммы годовых расходов каршеринга на оплату парковки за один автомобиль оказалось, что она составляет около 40 тысяч рублей. То есть при 10-процентной льготе на годовой абонемент эта статья расходов каршеринга в расчете на один автомобиль уменьшится в 2,2 раза, до примерно 18 тысяч рублей. А возместить выпадающие доходы бюджета придется всем петербуржцам, подавляющее большинство которых каршерингом вовсе не пользуется.

Транспортный налог каршеринговые компании по-прежнему платят в Москве. А льгот просят в Северной столице

Но главным аргументом не в пользу каршеринга является то, что налог на прибыль и транспортный налог эти компании по-прежнему платят в Москве. Их скромный вклад в бюджет Петербурга носит опосредованный характер и состоит в оплате работы петербургских станций техобслуживания и ремонта автомобилей. Кроме того, власти Петербурга запросили у каршеринговых компаний (но пока не получили) детальную информацию об их доходах и расходах, на основании которой можно было бы оценить целесообразность льгот. На этом фоне обращение за льготой многие участники обсуждения в Заксобрании посчитали неуместным и несвоевременным.

Признавая тот факт, что каршеринг в последние годы стал одним из новых видов транспортного обслуживания населения, представителям компаний долгосрочной аренды напомнили, что в петербургской зоне платной парковки могут бесплатно парковаться электромобили. Если каршеринг оснастит свой петербургский автопарк электрическим транспортом, он получит 100-процентную льготу на парковку. Кроме того, петербургские депутаты в ближайшее время намерены поднять вопрос о предоставлении льготы при оплате зоны платной парковки для легкового автотранспорта на газомоторном топливе. В случае ее принятия ею сможет воспользоваться и каршеринг.

Санкт-Петербург