При всей схожести названия это произведение не имеет отношения к знаменитой опере Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Сегодня практически незаслуженно забытое сочинение принадлежит перу композитора Сергея Никифоровича Василенко (1872-1956), чья судьба и творчество оказались опалены и Октябрьской революцией, и Второй мировой войной.
Выпускник Московской консерватории, ученик Танеева, Ипполитова-Иванова и Сафонова, Василенко взялся за "Китеж" практически одновременно с Римским-Корсаковым. Этот сюжет был популярным в России: глубокий интерес к легендам и сказаниям русского эпоса находил отклик в эстетике Серебряного века. Но два "Китежа" совершенно различны по концепции. И прежде всего это прослеживается в либретто: гениальный представитель "Могучей кучки" готовил себя к "невидимому граду" более десяти лет, кропотливо собирая исторические и фольклорные материалы своей предпоследней оперы, тогда как соискатель консерваторского диплома сочинил свою кантату за один год. Масштаб задуманных работ изначально был различен.
Нынешнее исполнение "Сказания о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре" стало возможно лишь в рамках "архивного" проекта Московской консерватории "Возрождение русской оперной классики", взявшего старт в 2016 году по инициативе завкафедрой истории русской музыки, декана научно-композиторского факультета профессора Ирины Скворцовой. С того момента в концертных залах Консерватории получают шанс на новую жизнь (или остаются разовым, но эксклюзивным событием) образцы русского оперного искусства XVIII-XX веков.
Первым сочинением, возвращенным на сцену, стала мелодрама Евстигнея Фомина "Орфей", следом были воссозданы оперы Дмитрия Бортнянского "Сын-соперник", Антона Аренского "Рафаэль". Позже комическая опера-водевиль Алексея Верстовского "Карантин", а по случаю 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова была представлена опера "Скупой рыцарь".
Опера Сергея Василенко вновь прозвучит спустя 120 лет после премьеры. Первое и единственное представление оперы состоялось 22 марта 1903 года в московском Солодовниковском театре под управлением одного из своих наставников - Ипполитова-Иванова. Но партитура не была издана, и более с того момента опера не видела света рампы.
Ныне оперу-кантату в одном действии и в трех картинах "Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре" как драматический эпизод исполнят Камерный хор и Камерный оркестр Московской консерватории (дирижер - Феликс Коробов), солисты Московского Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Екатерина Лукаш, Наталья Петрожицкая, Михаил Басенко, Владимир Дмитрук, Феликс Кудрявцев, Даниил Малых, а также солист Воронежского театра оперы и балета Федор Костюков.