По мнению генерального директора ГК "АвтоСпецЦентр" Андрея Терлюкевича, продажи октября - это, скорее, результат инерции от динамики последних месяцев, чем реальное отражение спроса. Повышение утильсбора и ослабление рубля привели к росту цен на автомобили и в последние недели рынок начал ощущать эффект от этого. В ноябре рынок будет искать баланс спроса и предложения.
"С одной стороны, поднятие ключевой ставки до 15% может повлиять на выбор потребителей в пользу депозитов вместо кредитов в ноябре. С другой стороны, укрепление рубля создает возможность производителям для запуска стимулирующих программ с целью поддержания спроса. То есть ноябрь может оказаться удачным для всех, кто хочет купить автомобиль с выгодой для себя", - констатирует "РГ" эксперт.
В свою очередь, генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский рассчитывает на серию поддержек со стороны производителей - всем надо закрывать год с максимально возможным результатом. Основным драйвером будет поддержка трейд-ин, а также на более длительного гарантийное обслуживание - это то, что имеет небольшую себестоимость и в моменте может дать результат. А вот с начала 2024 года ожидается рост стоимости автомобилей почти у всех брендов - это удобное время для таких шагов.
"По нашей информации, многие производители готовы были сделать это уже вчера, но не хотели бы остаться с повышенной ценой в одиночестве. В итоге все стараются дождаться нового года, чтобы потом сбалансировать курс валюты и стоимость автомобилей", - рассказал "РГ" Андрей Ольховский.
Показательно, что вслед за восстановлением авторынка в России растет количество дилерских центров. Как подсчитали в "Автостате", по состоянию на октябрь 2023 года в нашей стране работало 3550 автодилеров - на 13% больше, чем год назад (в октябре 2022-го их было 3141). При этом рост дилерских сетей во многом происходит за счет китайских брендов, чья доля за год увеличилась более чем вдвое, достигнув 56,3%. Помимо "китайцев", улучшили свое положение и отечественные автопроизводители, доля дилеров которых за год выросла с 13,6% до 15,4%. А вот у остальных участников рынка она только снизилась.
Лидерство на российском авторынке традиционно удерживает марка Lada, чьи продажи в октябре выросли вдвое и составили 34,5 тыс. автомобилей. А вот среди иномарок сменился лидер - им стал китайский Haval, реализовавший 12,8 тыс. своих кроссоверов и внедорожников (рост в 3 раза). В результате Chery опустилась на третье место с показателем 10,9 тыс. проданных машин (рост в 2,8 раза). Далее следует Geely - автомобили этой марки выбрали 10,4 тыс. покупателей (рост в 4,2 раза). Замыкает пятерку лидеров по-прежнему Changan, чьи дилеры реализовали 6,4 тыс. машин против 220 единиц годом ранее.
Как отмечает руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин, несмотря на то что в октябре текущего года сразу 10 брендов (BAIC, Forthing, Geely, Haval, JAC, Kaiyi, Lada, Sollers, Jetour и Dongfeng) увеличили стоимость своих моделей на 1,3%-20,1%, россияне продолжают активно приобретать новые машины. Предпосылкой для этого стало ожидание роста цен в сегменте по причине волатильности курсов валют, роста ключевой ставки ЦБ, что негативно отразилось на стоимости автокредитования.
"Скорее всего, данная тенденция сохранится и в ноябре - спрос по-прежнему будет превышать предложение, особенно, с учетом запрета на параллельный импорт иномарок. Теперь по данной схеме ввоз автомобилей тех брендов, которые представлены на российском рынке официально, запрещен, что тоже может негативно отразиться на стоимости этих машин", - говорит эксперт.
По оценкам директора розничных продаж АГ "Авилон" Ильи Петрова, в среднем по рынку повышение цен на новые автомобили до конца года может составить в районе еще 5-7%. Если говорить об объеме продаж, то по оптимистичному сценарию авторынок по итогам 2023 года может приблизиться к 1 млн машин.