05.11.2023 19:20
Общество

Музыканты простились с Юрием Темиркановым концертом в его родном зале

Текст:  Владислав Краев (Владислав Краев)
В день, когда стало известно о смерти художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича Юрия Хатуевича Темирканова, в Большом зале филармонии перед петербургскими зрителями выступал Российско-китайский симфонический оркестр и российско-китайский хор. Приглашенные для участия в концерте музыканты были лично знакомы с Юрием Темиркановым, работали вместе с ним или считали себя его учениками. Это выступление, перед началом которого была объявлена минута молчания, неожиданно стало концертом памяти выдающего дирижера.
Читать на сайте RG.RU

"Маэстро принимал только один вариант прощания - музыка. Он как будто сам выбрал нас", - рассказала корреспонденту "Российской газеты" художественный руководитель и главный дирижер Российско-китайского оркестра (с российской стороны) Виктория Добровольская.

В концерте принимали участие любимые музыканты Юрия Темирканова. Среди них флейтистка Олеся Тертычная. Она поступила к Темирканову, в оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии, в 1999 году, будучи еще студенткой 2-го курса. Это было исключением из правил, поскольку обычно в оркестр принимали только после окончания консерватории. "С тех пор она была его любимой флейтисткой, и он поручал ей самые сложные и любимые соло. Всегда с восхищением отзывался о ее игре, - вспоминает Виктория Добровольская. - В ее жизни он тоже всегда был главным человеком, определившим весь ее музыкальный путь и все ее представления о музыке".

Еще одним участником концерта 2 ноября стал скрипач Илья Козлов. Юрий Темирканов часто дирижировал концерт Прокофьева № 2 для скрипки с оркестром, и все эти годы Илья Козлов обычно сидел справа от него концертмейстером вторых скрипок. "Илья работает в оркестре с 2008 года и являлся стипендиатом премии Темирканова. В этот вечер он исполнял этот концерт в качестве солиста. Работа в оркестре с Юрием Хатуевичем также сформировала его представления о том, как это должно звучать", - отметила Добровольская.

Всемирно известный скрипач Михаил Гантварг, который в 2013 году и познакомил ее, тогда еще начинающего дирижера, со своим другом Юрием Темиркановым, волею судьбы тоже оказался в списке солистов этого концерта, ставшего посмертным приношением музыкантов таланту народного артиста.

Похороны Юрия Темирканова прошли на Комаровском кладбище Петербурга

Масштаб личности Юрия Темирканова оказал большое влияние на ее собственную творческую биографию, признается Виктория. "Это был человек, на которого я всю жизнь равнялась, к уровню которого пыталась приблизиться, и все этапы моего дирижерского становления были полностью ориентированы на него", - говорит Добровольская. Работая преподавателем Харбинской консерватории и главным дирижером международного оркестра консерватории, она привозила туда видеозаписи абсолютно всех репетиций и выступлений Темирканова, использовала их для обучения китайских студентов, а возвращаясь в Петербург, приходила на концерты Темирканова, который всегда был готов ответить на любые вопросы коллег. "Я просила у него профессиональных дирижерских или человеческих советов, и он никогда не отказывал, всегда находил время, чтобы выслушать и подсказать. Для меня это главный музыкальный ориентир всей моей жизни", - говорит Виктория Добровольская.

Так случилось, что в день ухода маэстро она оказалась за тем самым дирижерским пультом, откуда многие годы руководил оркестром Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов. По словам Добровольской, когда концерт Российско-китайского оркестра еще только готовился, она планировала показать его видеозапись маэстро. Ведь он был в курсе всех этапов становления этого необычного музыкального коллектива, которым руководят две женщины-дирижера. Но сбыться этому было уже не суждено.

Музыканты, узнавшие о смерти Темирканова буквально за пару часов до концерта, сделали все возможное для того, чтобы их выступление оказалось достойным памяти прославленного дирижера. "Мы все в тот день играли для него, мы прощались с ним каждым звуком. Конечно, мы не ожидали, что именно нам выпадет миссия играть сразу же после трагической вести. Для российской части нашего оркестра он был кумиром, отцом, и великим музыкантом, и жизненным ориентиром, и просто человеком, определившим жизненный путь каждого из нас", - поделилась Виктория Добровольская. Для выступавших в этот день в Петербурге китайских музыкантов Юрий Темирканов тоже значил невероятно много, и они разделили с российскими коллегами боль утраты.

Добровольская видит особый символизм в том, что в Большом зале филармонии в этот день оказались близкие Темирканову люди. "Это выпало именно на тот день, когда мы там были. Для меня это знак, что он хотел попрощаться с нами со всеми, кто играл этот концерт, именно так. Он не любил траурные церемонии, не любил гнетущей атмосферы, он любил музыку", - добавляет дирижер.

...Концерт 2 ноября открывало произведение Антонио Вивальди "Ночь". "Его средняя часть как будто выбрана специально для прощания, она просто создана для этого. И мы, начав играть, подумали - значит это та форма, в которой он хотел попрощаться с нами. Он выбрал нас, значит мы должны сыграть хорошо. Мы понимали, что в этот вечер играем только для него", - рассказала Виктория Добровольская.

Хор в этот день пел Gloria in excelsis Deo ("Cлава в вышних Богу") Вивальди. Этот номер дирижировала Чжэн Тунжо, художественный руководитель и главный дирижер Российско-китайского симфонического оркестра (с китайской стороны).

"Мы обе считаем, что Gloria - это самое лучшее и подходящее для прощания с маэстро произведение. Потому что "Глория" - это слава, это как раз все то, что связано с Темиркановым. И "Cлава в вышних Богу" - лучшие слова для прощания с маэстро", - подытожила Виктория Добровольская.

Утраты Музыка Санкт-Петербург