В администрации города пояснили - книжный дефицит возник из-за подросшего числа учеников. Только в школе N 8 к 1 сентября неожиданно прибавилось 600 человек. Решение нашли такое: обмен книжным фондом между учебными заведениями - историю обменяют на литературу, математику на географию.
Пока эту систему не наладили, на помощь, как всегда, пришли преподаватели: распечатывали темы на листочках.
Плюс в этом был только один - на тяжелые портфели школяры пожаловаться точно не могли.
- У нас не хватало нескольких учебников, в том числе по математике, окружающему миру, литературе, - рассказала корреспонденту "РГ" Елена, мама четвероклассника. - Сейчас почти все выданы, кроме учебника по литературному чтению, этот пока ждем.
Между тем, по данным зампреда правительства Удмуртии Татьяны Чураковой, в регионе сегодня не хватает 82 тысячи учебников. Речь идет в том числе о новых изданиях, использование которых с 1 сентября стало обязательным. Татьяна Чуракова пояснила: к сложностям привел одновременный переход всех параллелей на обучение по единым образовательным программам. Регион купил 133 тысячи федеральных учебников и потратил 129,5 млн рублей. Но этого все равно не хватило.
- Это учебники по новым предметам, таким как "Вероятность и статистика" для 7-9-х классов, "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6-х классов, "Основы религиозных культур народов России" для 4-го класса, а также государственные учебники по всеобщей истории и истории России для 10 и 11-х классов, - пояснила Чуракова.
Региональные власти полагают, что до конца 2023 года смогут закрыть потребность в школьной литературе. Деньги найдут, в минобразования региона уже составили план, по которому будут обновляться фонды учебных заведений. На помощь и здесь должен прийти все тот же обмен учебниками.
Есть нехватка учебников и в некоторых других регионах, например в Нижнем Новгороде.
- Мы заказали 100 учебников для первоклассников, а я приняла 115 человек. Эти 15 учебников мы должны опять заказать и дождаться, когда они нам придут. Здесь должно сработать руководство региона - отрегулировать процесс закупки. От школы здесь мало что зависит, - объяснила директор одной из нижегородских школ.
При этом крупные объекты с большими фондами находятся в наиболее выигрышной ситуации по сравнению с маленькими. "Старые учебники, которые мы списываем, отдаем в другие школы, - рассказывает собеседница "РГ".
Наталья Лежнина, директор гимназии №136 Нижнего Новгорода, добавляет: "Нехватка учебников в этом году, наверное, у всех школ. Потому что не по всем предметам выпущены новые учебники в связи с переходом на единые программы". Для того чтобы школы могли справляться с переходом, существуют рекомендации министерства просвещения, комментарии к переходу на ФООП, которые разъясняют, какие учебники и пособия должны использовать школы, как работать со старыми учебниками в рамках новых программ, добавила Лежнина.
Как рассказали "РГ" в пресс-службе министерства просвещения, в 2023 году в российские школы закупили рекордное количество учебников - 66 миллионов. Это на 12 миллионов больше, чем годом ранее.
- Контроль за распределением учебников по школам лежит на региональных и территориальных органах управления образованием, - отметили в министерстве. - Имеющиеся точечные потребности должны оперативно закрываться на местах. В большинстве субъектов потребность в учебниках соответствовала фактически закупленному в этом году количеству учебных изданий.
Дополнительно со стороны минпросвещения проводится разъяснительная работа с регионами по вопросам комплектования фондов школьных библиотек учебниками и формирования заказов на учебные издания с учетом обновления Федерального перечня учебников.
- Также ведомство усилило работу по мониторингу и анализу поступающей от родителей и школ информации об обеспечении школ учебниками, продолжается тесное взаимодействие с депутатским корпусом в этом вопросе, - подчеркнули в минпросвещения. - Каждое обращение рассматривается с регионами и муниципалитетами. По большинству проблемных вопросов местные власти отреагировали к началу учебного года и провели доукомплектацию библиотек: докупили недостающие учебники или взяли из резервного фонда муниципалитетов.
Несколько регионов, в частности Оренбургская, Рязанская области, республики Бурятия, Дагестан и Чеченская Республика, обратились с просьбами помочь в замене ветхих учебников новыми. Важно: речь не идет о недостатке учебной литературы, а именно о том, чтобы обновить и создать прочный запас библиотечного фонда в субъектах.
Также почти в каждом регионе работает горячая линия по вопросу обеспеченности учебниками. При этом, если возникают дополнительные вопросы, их можно направить в минпросвещения.
Подготовила Мария Агранович