Начал с обозначения наиболее насущных профильных проблем. Глобальная торговля находится в наихудшем состоянии с момента окончания Холодной войны, констатировала экс-министр иностранных дел Испании Аранча Гонсалес. По ее словам, корень проблемы - в резком ухудшении геополитической ситуации. Аранча Гонсалес раскритиковала проповедуемую многими странами Запада политику "снижения экономических рисков", которая, в том числе, предполагает введение все новых протекционистских мер. "Самый большой риск - это то самое "снижение рисков", желание обезопасить торговлю вопреки всем законам экономики. Мир отдал процветание на заклание мнимой безопасности", - с сожалением констатировала дипломат.
С ней согласился бывший заместитель генерального директора Всемирной торговой организации (ВТО) И Сяочжун: "Сегодня мы позабыли о том, что открытость и сотрудничество - это путь к процветанию. Поднял голову протекционизм, практически парализована работа ВТО, пробуксовывают многосторонние торговые переговоры. Сегодняшняя ситуация в глобальной торговле - это даже не игра с нулевой суммой, а игра с суммой отрицательной".
"Мир больше закрыт, нежели открыт", - подтвердил председатель Эксимбанка КНР У Фулин, приведя для примера обнародованные на форуме "Хунцяо" обновленные показатели индекса глобальной открытости. В прошлом году он снизился почти на полпроцента в годовом исчислении, а по сравнению с допандемийным 2018-м - упал более, чем на пять процентов. По словам банкира, процессы экономической глобализации обращены вспять, глобальный рынок распадается на региональные. "Регионы все больше замыкаются сами на себе. Так, для стран Азии 58 процентов внешней торговли обеспечиваются за счет региональных партнеров, для Европы этот показатель еще выше - 68 процентов", - констатировал У Фулин.
Более того, появляются все новые предпосылки к росту протекционизма. Одна из них - глобальная борьба с изменением климата, уверен бывший генеральный директор ВТО Роберту Азеведу. "Сегодня отношения между внешнеэкономической и природоохранной деятельностью практически никак не регулируются. Это создает прямую угрозу того, что в ближайшем будущем природоохранную деятельность будут использовать как предлог для все новых протекционистских мер. Это будет разрушать нормальную международную конкурентную среду", - прогнозирует экономист.
Чтобы этого не произошло, Азеведу призвал в срочном порядке создать международный механизм координации действий между ВЭД и борьбой с изменением климата. "Нам срочно нужен профильный механизм, чтобы не начались экономические войны и односторонние карательные меры под предлогом защиты экологии. Надо создать механизм решения соответствующих вопросов пока не поздно", - подчеркнул авторитетный экономист.
По словам экс-гендиректора ВТО, сегодня существует четыре альтернативных пути дальнейшего развития глобальной торговли. Наихудший из них - политика односторонних действий в ВЭД. "В этом случае произойдет "эффект домино": все будут отвечать друг-другу односторонними карательными мерами. При этом проигрыш одной стороны не будет означать победы стороны другой. Все будут проигрывать", - объясняет он.
Возможными, но малоэффективными вариантами Азеведу назвал развитие ВЭД на замкнутых двусторонних и региональных уровнях: в этом случае в стороне будут оставаться другие крупные игроки, что значительно снизит возможности и потенциал международной торговли. Поэтому лучшей и наиболее эффективной моделью экономист назвал именно многостороннюю торговую систему. Впрочем, он признал, что сейчас такая система испытывает кризис доверия. "Нам нужно выстроить доверие к глобальной многосторонней торговой системе, на сегодня это - наиглавнейшая задача", - отметил экономист.
Для этого он предложил срочно провести реформу ВТО, восстановить глобальный авторитет, а главное - эффективность этой организации. "Если это произойдет - вместо того, чтобы тушить пожары, мы будем обеспечивать противопожарную безопасность", - уверен он.
Азеведу поддержали. "И Европе, и Китаю нужны открытые рынки. Реформа многосторонней торговой системы для дальнейшего открытия рынков - в их общих интересах. Для этого нужна реформа ВТО. Нужно купировать риски односторонних действий и протекционизма. Нам нужно чаще собираться и обсуждать насущные проблемы для решения вопросов и устранения барьеров на пути торговли. Разумеется, переговоры нужно поддерживать конкретными действиями", - вторит ему Аранча Гонсалес.
"Будем работать вместе с Китаем для реанимации апелляционного органа ВТО. Нам нужна открытая и предсказуемая система международной торговли, прямой и спокойный диалог. Ведь у нас общее будущее", - откликнулся министр торговли Австралии Дон Фарелл.
"Китай как крупнейшая мировая торговая держава будет впредь открывать свои рынки, показывать пример соблюдения международных торговых правил, сотрудничать с партнерами по ВТО", - заверил И Сяочжун.
В качестве основного инструмента развития ВЭД Китай намерен использовать экспериментальные зоны свободной торговли (ЗСТ). Их начали создавать по всей КНР с 2013 года, сегодня они являются локомотивом привлечения иноинвестиций и стимулирования импорта. "ЗСТ - стратегическое решение Китая для расширения открытости. По итогам первого полугодия они обеспечили 18,4 процента притока иностранных инвестиций в Китай и 18,6 процента внешней торговли КНР", - рассказала на форуме замминистра коммерции КНР Го Тинтин.
Руководитель департамента глобализации и стратегий развития ЮНКТАД Ричард Козул-Райт уверен, что китайские ЗСТ стали эффективным инкубатором действенных практик развития торговли и инвестиций. Он напомнил, что на этих площадках за прошедшие 10 лет было внедрено 3400 экспериментальных мер по поддержке инвестиций и внешней торговли, обеспечению финансовой открытости. При этом 302 из них доказали свою высокую эффективность и были внедрены по всему Китаю. "Более того, опыт китайских ЗСТ широко пригодился и множеству развивающихся стран", - добавил он.
В Минкоммерции КНР подтвердили, что продолжат практику развития ЗСТ. Подтверждением тому - принятое Госсоветом КНР 31 октября решение создать новую - уже 22 по счету - экспериментальную зону свободной торговли. Она появится в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, а ее основной задачей станет продвижение торговли с партнерами Китая по интеграционной инициативе "Один пояс, один путь", в особенности - со странами Центральной Азии.