Моду диктует погода
К техперевооружению АПК подталкивает не только выход из строя имеющихся машин, но и погодные катаклизмы, увеличившие риски, особенно в зонах рискованного земледелия.
- Мы не понимаем, что происходит с климатом, чего ждать. Раньше стабильно было несколько недель на посевную и уборочную, а сейчас так получается не всегда. Летом и весной попадаем в засуху, сеем практически в сухую землю. В страду - затяжные дожди. Но если бы у аграриев была высокопродуктивная техника, успевали бы убрать больше, - сетует первый замминистра сельского хозяйства Челябинской области Евгений Литвинов.
Чтобы минимизировать влияние климатических сюрпризов, нужно быстрее проводить все необходимые операции. Высокоэнергетическая техника способна вместо классических двух-трех недель справиться с заданием дней за десять. Для этого в масштабах региона требуется не менее 300 новых тракторов различной мощности, не считая другой энергонасыщенной техники, подсчитали в минсельхозе. Некогда популярные западные бренды сегодня почти не поставляют свои машины в Россию. Кто же делит опустевшую нишу?
Не скрывают происхождение
Своего рода смотром инструментария, доступного полеводам УрФО, стала межрегиональная аграрная выставка: на Южный Урал привезли и отечественные образцы, и прижившихся на российских просторах иностранцев. Во второй группе безусловные фавориты - продукция из КНР. Здесь представлены и корпорации с мировым именем, и менее раскрученные бренды, которые тоже стремятся закрепиться на российском рынке.
Еще в начале нулевых годов к китайской продукции отношение было снисходительное: мол, качество не на высоте. Теперь все поменялось, претензии разве что к цене, и статистика подтверждает: доля приобретенных фермерами области тракторов из КНР выросла за год с 23,3 процента почти до 30. Это уже ощутимая даже навскидку технологическая экспансия.
- Хорошо ли это? - задается вопросом руководитель отдела техники предприятия "Челябагроснаб" Евгений Халин. - Наверное, не очень. В идеале за место под уральским солнцем должны конкурировать также и российские, и европейские машины. Похожие процессы сегодня идут на автомобильном рынке, но мы-то честно продаем китайские тракторы, а не создаем видимость импортозамещения, как в случае с автомобилем "Москвич".
Между тем долю импорта в общем объеме приобретенной в 2022 году техники в минсельхозе оценивают в 5-7 процентов, и это хороший знак для машиностроителей союзного государства.
"Беларус" вне конкуренции
В том же классе, что и многочисленные "китайцы", - изделие Минского тракторного завода, машина своя на наших полях.
- Общее количество тракторов разных марок, которые трудятся в хозяйствах Южного Урала, - 8790, и 54 процента из них - "Беларусы", - приводит цифры министр сельского хозяйства области Алексей Кобылин.
Недавно минсельхоз региона подписал с МТЗ соглашение об увеличении поставок. Однако потеснить на рынке чемпиона спроса хотят и колесники, выпущенные в России. Правда, отечественными их можно назвать с натяжкой: собираются в компании "Четра" из комплектов индийской корпорации Solis - в Чебоксары их доставляют по открытым транспортным коридорам.
По словам Николая Печеркина, представителя челябинского дилера "Сельхозтехника74", выпущены около двух десятков российско-индийских тракторов. Это не предел, но в масштабах страны - все равно капля в море. Сейчас в Чувашии создают СП, которое займется замещением иностранных узлов. К концу года на тракторы начнут устанавливать отечественный двигатель, а полная замена зарубежных комплектующих ожидается через десяток лет. Пока же приходится констатировать: своих машин класса "Беларус" у нас нет.
С тракторами большой мощности дело обстоит лучше. Петербург поставляет "Кировцев", у которых более 90 процентов узлов - российские или белорусские. Курс на замещение капитаны этого бизнеса взяли до западных санкций - проявили дальновидность, на несколько лет опередив нынешний тренд.
Есть что предложить отечественному машпрому и в сегменте самоходных опрыскивателей. По сути, это вотчина самарских НПО "Рубин" и "Пегас-Агро". Когда-то они были единым предприятием, но разделились на две инженерные ветви, создав модели, заменяющие несколько прицепных опрыскивателей. Механизатор на такой технике может обрабатывать в сезон до пяти тысяч гектаров пашни. Машины оснащены навигацией с подруливающим устройством, что позволяет им двигаться по оптимальной траектории, экономя топливо и гербициды. В комплекте и шины низкого давления: проедет опрыскиватель по "зеленке" - колея исчезает через несколько дней. К слову, специалисты утверждают, что подобными агрегатами может похвастать не каждая страна.
Новинки в шаговой доступности
О том, что может дать селянам промышленность Южного Урала, знает замдиректора предприятия "Трактор" из Еманжелинска Дмитрий Дубровин. Его фирма выпускает в год 600 мини-тракторов для частников и небольших хозяйств. Расходятся они не только в регионе, попадают и за границу - 30 единиц в этом году купил Кыргызстан.
- Это калька с китайских моделей? - интересуюсь у представителя завода.
- Уже нет, - отвечает он. - На "Уральцах" сейчас только двигатель оттуда и меньшая часть коробки. Но мы выпускаем и другую технику: комплексы для выращивания картофеля, для заготовки сена.
Парк сельхозпредприятий активно пополняют и такие местные предприятия, как "Варнаагромаш", "Заря", "Спецэлеваторстрой". Особенно заметен в этом списке Челябинский компрессорный завод, у которого в активе около двух десятков сельскохозяйственных механизмов: дисковые бороны, посевные комплексы, прицепы и т. д.
- Техника разлетается как пирожки, поскольку широкая река зарубежных поставок иссякла. Раньше всегда 5-6 готовых механизмов стояло на выбор на складе готовой продукции. Теперь все уходит с колес, а для увеличения выработки мы перешли на поточный принцип, чтобы клиенты ориентировались на производственный план. Но и это не избавляет от очередей, - рассказывает руководитель направления Ильдар Рахимов.
Ассортимент расширяется, например, сейчас на стадии опытной эксплуатации находится емкость для жидких минеральных удобрений, идет работа над пневматическим плугом, воздействующим на земляной пласт за счет сжатого воздуха. Такого, утверждает менеджер, в мире нигде нет.
Спрос на "свое" сейчас на подъеме, хотя льготные инвесткредиты аграрии могут брать на любые машины. И субсидии не ограничивают их в выборе - важно лишь, чтобы оборудование фигурировало в утверждаемых ежегодно списках, но в этом случае, как говорят эксперты, "танцуют" обычно от актуальной потребности. А вот федеральная программа "1432" дает произведенному на территории России оборудованию 10-процентную скидку, и это важно: насыщение АПК отечественной техникой ставится в приоритет, поскольку теперь это вопрос и технологического суверенитета, и продовольственной безопасности.