Внимание на тресту
В Смоленской области находится 12 процентов посевов льна-долгунца в России. Расширяют их медленно, но верно: в 2021 году засеяли четыре тысячи гектаров, в 2022-м - 4,2 тысячи, в 2023-м - 4,3. Льноводством в регионе занимается 17 хозяйств, из них семь имеет свою переработку.
Два производителя реализовали крупные инвестпроекты. ООО "Русский Лен", на долю которого в регионе приходится почти 60 процентов посевов долгунца, построило в индустриальном парке "Сафоново" первый в стране за 30 лет современный льнозавод. Он оснащен высококлассным оборудованием, сделанным в России, Франции, Германии и Швейцарии. В год способен выпускать около тысячи тонн длинного и две тысячи тонн короткого волокна. В специальном цеху можно перерабатывать более пяти тысяч тонн сырья в котонин - полностью очищенное от примесей и расщепленное до 15-20 микрон короткое волокно, аналог хлопка, рассказали "РГ" на заводе. Отходы - костру - прессуют в брикеты для отопления.
Кроме того, вместе с партнерами из Ивановской и Ярославской областей "Русский Лен" производит пряжу и смесовые ткани. Так, в этом году в Италию отправили 11 тысяч погонных метров интерьерного текстиля - материала для штор, скатертей и мебельной обивки. На очереди запуск собственных прядильных мощностей на четыре тысячи тонн в год. Весь проект "Русского Льна" по переработке тресты оценивают в сумму около двух миллиардов рублей.
"Товарищество Льняная Мануфактура", в свою очередь, запустило в Рославле переработку короткого волокна, вложив в течение нескольких лет 77,8 миллиона. В ближайшее время на заводе компании заработает линия первичной переработки льна для получения длинного волокна, которое идет на изготовление качественных тканей. В планах - довести объем переработки до 4500 тонн тресты в год. На проект расширения производства потребуется еще более 90 миллионов.
"За 2022 год в Смоленской области было произведено 12,5 тысячи тонн льнопродукции. В том числе - 6,9 тысячи тонн короткого и 700 тонн длинного волокна, 1,8 тысячи тонн котонина, 3,1 тысячи тонн костробрикетов, пакли и прочей продукции. В текущем году ожидаем общего результата в 13,5 тысячи тонн: 6,7 тысячи тонн короткого волокна и 700 тонн длинного, 2,5 тысячи тонн котонина и 3,6 тысячи тонн прочей продукции", - сообщили в департаменте Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
Спрос высок
По данным таможенной статистики, около 70 процентов льнопродукции со Смоленщины уходит на экспорт, показатели которого в последние годы росли. Так, в 2022 году из региона было вывезено 8,8 тысячи тонн различных льняных изделий на общую сумму 14,3 миллиона долларов. По сравнению с 2021-м объем экспорта в натуральном выражении увеличился на две трети, в денежном - удвоился. За шесть месяцев 2023 года смоляне продали за рубеж 3,6 тысячи тонн льнопродукции на семь миллионов долларов, на треть перекрыв уровень аналогичного периода 2022-го. В общем объеме поставок льнопродукции 92 процента приходится на Китай.
- Как и все крупные переработчики, мы стремимся максимизировать выработку длинного волокна, которое является сырьем для получения стопроцентной льняной пряжи и тканей. На рынке длинное волокно ценится в четыре-пять раз дороже, чем короткое, что кратно повышает маржинальность льноводства. Кроме того, не оставляем надежды на возобновление отечественного производства льняной пряжи и тканей, а для этого потребуется много своего сырья, - пояснил "РГ" исполнительный директор компании "Русский Лен" Валерий Мишарин. - Но внутренний рынок сбыта ограничен, и большую часть продукции мы экспортируем.
Первыми покупателями сафоновского льноволокна были европейские компании: завод заработал в начале 2021 года, сразу после снятия ковидных ограничений, и эти клиенты сразу предложили удобные условия оплаты и выстроенные логистические маршруты. На начало 2022-го объем заказов превышал мощности предприятия более чем в два раза, и около 90 процентов всей продукции поставлялось в ЕС.
- После введения санкций в несколько раз подорожала логистика, а задержки оплат составляли более месяца. Это заставило нас существенно снизить отгрузки на европейский рынок, - отметил Мишарин. - Партнеры из ЕС продолжают поддерживать с нами отношения и надеются на возобновление работы. Новых заказчиков мы нашли в Китае и Турции, небольшие отгрузки идут в Пакистан, получаем запросы из Индии и Бангладеш. Но в связи с логистическими издержками и особенностями валютных платежей поставки в эти страны пока не осуществлялись.
Что посеешь, как пожнешь…
Чтобы нарастить выпуск волокна, переработчики расширяют сырьевую базу за счет кооперации со сторонними хозяйствами. Так, для полной загрузки завода в Сафонове "Русский Лен" использует тресту и со своих двух тысяч гектаров, и с почти тысячи гектаров, засеянных долгунцом по программе контрактации. Она стартовала в 2023 году и охватила семь предприятий из Смоленской, Брянской и Тверской областей. В договорах были зафиксированы взаимовыгодные цены на будущий урожай, заказчик предоставил партнерам семена, удобрения и гербициды для выращивания льна, а также специализированную уборочную технику. В следующем году в сотрудничество планируют вовлечь и другие хозяйства.
Погода, однако, не позволила получить ожидаемый урожай.
- Мы столкнулись с засухой в июне - в критичный для растения период. Биологические особенности льна-долгунца позволяют ему в это время расти на два-три сантиметра в день, но из-за отсутствия влаги процесс затормозился. В итоге средняя урожайность льнотресты составила 30 центнеров с гектара, что на 20 процентов меньше запланированных показателей. В этом году засуха поразила не только Смоленскую область - урожай недополучили все льноводческие регионы континента от Франции до Алтая, - отметил Валерий Мишарин. - Вместе с тем осень была благоприятна для уборки льна, и мы заготовили примерно шесть тысяч тонн тресты, что равняется прошлогодним объемам.
Еще на 500 гектарах "Русский Лен" в 2023 году вырастил семена долгунца. Для получения высококачественного материала вложились и в семяочистительное оборудование. Мера вынужденная: в стране наблюдается дефицит семян отечественной селекции. Это связано с отсутствием системы семеноводства и современных льносеменоводческих станций, констатировали в областном департаменте сельского хозяйства и продовольствия. Там выделили еще две ключевые проблемы отрасли: нехватку узкоспециализированных кадров (агрономов и технологов для перерабатывающих предприятий) и отсутствие либо низкую производительность отечественной спецтехники для возделывания льна-долгунца.
- Один комплект отечественной техники в составе трактора, прицепного льнокомбайна и пресс-подборщика позволяет в агротехнологические сроки убрать не более 40 гектаров льна. При потребности льнозавода в посевных площадях на уровне трех тысяч гектаров на уборку требуется 75 комплектов такой техники и столько же механизаторов, которые будут задействованы не более трех месяцев в году, - привел расчеты Валерий Мишарин. - Чтобы убирать урожай в установленные сроки, "Русский Лен" использует европейские самоходные комбайны. В несезон механизаторов занимают общественно полезной работой: по соглашению с администрацией города Сафоново тракторы предприятия чистят снег на дорогах и возле социальных объектов.
Битва за рентабельность
Сегодня в России нет ни одного льнозавода, работающего на полную мощность - в четыре смены круглый год. Из-за дефицита сырья большая часть функционирует лишь несколько месяцев, уходя в простой до получения тресты нового урожая. Расширять географию посевов льна вокруг предприятий по его переработке мешает то, что перевозить тресту на расстояние более 150 километров нерентабельно, подчеркнул Мишарин:
- Именно поэтому рынка льнотресты не существует. Себестоимость переработки и готовой продукции в таких условиях растет. Обеспечение льнозаводов сырьем - ключевая задача для отрасли, но решить ее не удается уже много лет. Мы отстаем от среднеевропейских показателей урожайности в два-три раза. Это ведет к необходимости высевать и убирать кратно большие площади для загрузки производства сырьем. А при расширении посевных площадей возрастает риск потери части урожая из-за низкой производительности отечественной уборочной техники. Прибавим природно-климатические риски. Выращивание льна-долгунца нерентабельно без поддержки государства.
В Смоленской области аграриям предоставляют субсидии на проведение агротехнологических работ в отношении посевов льна-долгунца и на возмещение части затрат на прирост производства волокна или тресты. Те же меры поддержки предусмотрены и для производителей технической конопли, но ее в регионе почти не сеют. В 2023 году четыре хозяйства (в Вяземском, Гагаринском, Духовщинском и Сафоновском районах) для пробы отдали под нее 100 гектаров.
В 2023-м смоленским льноводам выделили более 63 миллионов рублей (на семь процентов больше уровня прошлого года). Кроме того, за счет областного бюджета можно компенсировать часть затрат на приобретение сельхозтехники для возделывания льна. В текущем году этим воспользовался один производитель, сумма субсидии составила 6,2 миллиона рублей, рассказали в профильном департаменте.
В 2023 году Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства выдал субъектам МСП три займа на посев льна (для пополнения оборотных средств) на сумму 5,3 миллиона рублей по ставке один процент годовых, на приобретение сельхозтехники под ее залог - один микрозаем на сумму 2,5 миллиона рублей. Также предприятия получили два льготных инвестиционных кредита на приобретение оборудования для переработки льна на общую сумму 39,3 миллиона.
Сделай сам
В Ивановской области развивается производство и льна-долгунца, и технической конопли. В текущем году здесь собрали 1,1 тысячи тонн льняной и 900 тонн конопляной тресты (впятеро и вдвое больше, чем в 2022-м). В регионе установлены субсидии для хозяйств, где выращивают эти культуры, - по 12,3 тысячи рублей на тонну льняной и (или) конопляной тресты (в переводе на волокно).
Основной инвестор - ООО "Смарт Хемп" - в 2023 году увеличил площадь под коноплей и долгунцом почти вдвое, поделив между ними свои 2300 гектаров примерно пополам.
- По посевам льна сразу стали третьим хозяйством в стране. Коноплю посеяли на залежных землях и получили около четырех тонн тресты с гектара. Предшественником льна была конопля, и урожайность получилась приличная - более трех тонн льняной тресты с гектара, - рассказал "РГ" гендиректор компании, член "Союза льна и конопли" Максим Уваров. - На данный момент на мануфактуре в Юже у нас две линии по переработке тресты - как конопляной, так и льняной. Переработку нового урожая начали в конце октября. В следующем году планируем не снижать темпов роста и как минимум удвоить показатели, а также расширить перечень готовой продукции.
Перспективных направлений в подотрасли много, выбор зависит от климата и инвестиций. Ивановская компания сконцентрировалась на выпуске текстильной продукции и композитных материалов.
- По пеньке и льноволокну наш ключевой продукт - котонин, заменитель хлопка во всех сферах, где он применяется. Кроме того, у нас налажено производство смесовой пряжи как со льном, так и с коноплей, - сообщил Уваров.
Развитие производства и переработки технической конопли, по его оценке, упирается в отсутствие сельхозтехники и оборудования. Эксперт выразил надежду, что "Ростсельмаш" сможет возобновить производство комбайнов, но уже из отечественных комплектующих.
- А вот оборудование для фабрики мы решили производить сами, уже в следующем году установим свои линии, - добавил гендиректор ООО "Смарт Хемп". - Ключевая же проблема - отсутствие поддержки от государства в продвижении отечественных лубяных культур. Такими темпами население скоро забудет, что такое не только конопля, но и лен. Хотя в России это единственные технические культуры, которые могут заменить импортный хлопок.
Андрей Дальнов, руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка:
- С производством льна и конопли ситуация складывается очень разная. Популярность льна в целом у аграриев растет, но за счет льна-кудряша, который выращивается для получения семян и их дальнейшей переработки для получения масла, шротов и жмыхов. Площади посевов льна-долгунца, из которого получают волокна (сырье для текстильной промышленности), не растут. Последние три сезона аграрии стабильно засевают 35-40 тысяч гектаров. Площади посевов распределены примерно поровну среди Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов. В тройку лидеров среди регионов входят Удмуртия, Омская и Смоленская области.
Ежегодный объем производства волокна изо льна (здесь и далее - льна, подготовленного для прядения) составляет примерно 15 тысяч тонн. Более 70 процентов производства приходится на ЦФО, около 20 процентов - на СФО. Лидером производства в Сибири является "Бийская льняная компания", а в европейской части России - "Русский Лен" в Смоленской области.
Производить лен сложнее, чем хлопок. Поэтому доминирование хлопковых тканей на российском и мировых рынках закономерно. Кроме того, считается, что российские сорта уступают европейским по прочности и тонкости. Это может объяснять тот факт, что абсолютным лидером в производстве льняных тканей является Франция.
Конопля, производство которой в России растет быстрыми темпами, является непосредственным конкурентом льна, если мы говорим о волокне, и, кроме того, является источником сырья для гораздо большего ассортимента продукции. Экстракты и порошки из корня конопли используются в фармацевтике и в качестве БАДов. Продукция отжима семян - масло, жмых - используется для обогащения многих продуктов пищевой промышленности (особенно часто - кондитерских изделий), а также для производства косметики. Конопляное масло - отличная заправка для салатов. Семена конопли содержат много железа, калия, магния, фосфора, кальция; витамины B, C, A, E, фолиевую кислоту. Из соцветий изготавливают чай и компоненты лекарственных средств.
По данным Росстата, площади посевов конопли в последние три года остаются на уровне 12-13 тысяч гектаров. Но всего 10 лет назад они были меньше на порядок. Посевы культуры сосредоточены в ПФО и ЦФО. Передовики среди регионов - Ивановская область, Мордовия и Пензенская область. В год в России производится около одной тысячи тонн конопляного волокна. Более 80 процентов его делают в ЦФО, остальное - в Приволжье. Лидер в производстве волокон - компания "Коноплекс".