Независимая и смелая Эльза проявила свой нрав еще в детстве, задолго до того, как она начала профессиональный путь в мире моды. Воспитываясь в довольно консервативной и аристократичной итальянской семье, она не потеряла свою индивидуальность. Скиапарелли получала образование в школе при католической церкви, но это не мешало ей вести себя зачастую не в рамках принятых правил с монахинями, чем она доставляла немало проблем своим родственникам. Уже в старших классах ее наряд на школьном балу шокировал общественность: вместо платья она обмотала вокруг тела кусок ткани. Тогда вряд ли кто-то полагал, что перед ними будущая звезда на мировой арене модельеров.
В возрасте 23 лет Эльза уехала из Италии, вышла замуж за графа и одного из своих преподавателей, вскоре родила дочь. Но брак в итоге распался. Эльза переехала в Париж. Там она познакомилась со знаменитым кутюрье и одним из отцов современной моды Полем Пуаре, который повлиял на ее будущую дизайнерскую и модную карьеру. При поддержке Пуаре Скиапарелли начала разрабатывать собственную одежду и продавать свои модели небольшим домам моды. Первое небольшое ателье Эльза Скиапарелли открывает в Париже в 1927 году... С этого времени начинается расцвет ее творческой карьеры. Итак, какие модные уроки оставила после себя яркая итальянка?
Вязанный трикотаж с оптической иллюзией
Как писала дизайнер в своей автобиографии, она до того времени, как стала придумывать одежду, не понимала свитеров. Но однажды к ней приехала приятельница из Америки, которая выглядела невероятно элегантно, несмотря на "очень простой свитер", отличавшийся при этом по форме от всех, какие ей раньше приходилось видеть. Эльза не умела вязать и даже не пыталась научиться. Она нашла людей, которые воплотят появившуюся задумку в жизнь. В этом, кстати, отличительная черта модельера: в то время, как другие легенды моды часами кроили, вышивали и шили свои творения, Скиап предпочитала делегировать задачи. Скиапарелли взяла у приятельницы контакты вязальщицы и отправилась к ней с рисунком большого банта в форме бабочки спереди на шарфе, обмотанном вокруг шеи. Предполагалась украсить им обычный базовый свитер. "Бант должен быть белым на черном фоне, и с изнанки все тоже белое", - такую задачу модельер поставила перед мастерицами. Первые две модели не получились совсем, а третий вариант, как призналась сама Скиап, стал сенсационным. Она надела его и в этот же день лично представила на званном вечере, где стала звездой.
Тогда появляется на свет ее дебютная коллекция, названная Schiaparelli, ключевым нарядом в которой становится связанный вручную свитер с эффектом оптической иллюзии. А первым номером - тот самый черный свитер со светлым бантом на груди, казавшийся объемным из-за мягких теней. Он быстро стал абсолютным бестселлером по всему миру.
Затем такие изделия стали дополняться тонкими вышивками шерстью на спине - того же цвета, что контрастный узор. Скиап украшала свитера африканскими рисунками собственного изобретения. На одном из свитеров были вышиты татуировки моряка со змеями и пронзенными сердцами. Были и платья из джерси с рисунками скелета: белые полосы повторяли рисунок ребер, и женщины, носившие эти платья, казались просвеченными рентгеновскими лучами. Вышивки слегка вырисовывались, выделяясь на одноцветном фоне, и производили эффект, напоминающий импрессионистскую живопись. В то время весь мир говорил о дадаизме, футуризме, сюрреализме - считалось неприличным спрашивать, что изображено на картине и каково значение увиденного или прочитанного.
Шокирующий розовый
В 1937 году дизайнер запатентовала особый оттенок розового, который с этого времени становится фирменным знаком модного дома. Она выпускает коллекцию нарядов в цвете фуксия и называет его "шокирующим розовым" (Shocking Pink). Публике понравился такой смелый ход - в цвете увидели авангард, все захотели иметь в своем гардеробе какую-то вещь в подобном оттенке. Этот цвет "как у Скиапарелли" в сочетании с черным спустя годы был растиражирован множеством последователей от Пьера Бальмена и Ива Сен Лорана до Кристиана Лакруа, Джона Гальяно и других, нашедших свое вдохновение в творчестве этой итальянки.
Коллаборация с художниками. Сюрреализм в одежде
Значительным вкладом Эльзы Скиапарелли в мир моды стал симбиоз с популярным в то предвоенное время сюрреалистическим искусством во главе с Сальвадором Дали.
У этой парочки не было романа. Но творческий союз Дали и Скиапарелли подарил миру исключительные артефакты: по эскизам художника были созданы дамская сумочка в форме телефона; та самая фетровая шляпка в виде черной туфельки, указывающей каблуком в небеса как колонна; перчатки с накладными цветными ногтями; коктейльное платье с омаром на юбке; пластиковое ожерелье с металлическими жуками; дизайн флаконов духов и еще с десяток невероятных изделий. Они вместе создали пальто с множеством карманов по одной из его знаменитых картин. Союз Скиапарелли и Дали стал, по сути, первой в мировой истории моды коллаборацией модельера с художником.
Дизайнер также сотрудничала с художником Жаном Кокто. Он создал для Эльзы рисунки ее вышивок и аппликаций на платьях - в основном это очертания человеческих голов. Один из самых легендарных - два силуэта лиц, образующие контур вазы с букетом розовых цветов, которые Скиап воспроизвела на спине длинного пальто из синего шелкового трикотажа. Другая работа художника - девушка с длинными желтыми волосами, доходящими до талии - появилась на сером льняном костюме.
Кстати, считается, что существует знаменитый портрет Скиапарелли работы Пабло Пикассо, написанный в 1933 году. На картине изображена клетка, под ней на зеленом сукне лежат игральные карты. В клетке - белая голубка грустно смотрит на блестящее розовое яблоко. Снаружи около клетки - черная птица; раздраженная, бьющая крыльями, она бросает вызов небу.
Застежка-молния на одежде
Молния в одежде появилась еще в начале XX века, но использовали ее для обуви и сумок, а также в военных целях. В то время никому не пришло в голову заменить молнией шнуровки на женских платьях. А Эльза попробовала. В итоге вечерние наряды, в которые вшивали такие застежки, стали в разы более функциональными, а декоративные молнии стали использовать как отдельный элемент дизайна.
Газетный принт
Скиапарелли стала тем самым первопроходцем, решившим наносить на одежду газетный принт. Не Джон Гальяно придумал такой ход в 2000-м, он лишь повторил его спустя несколько десятилетий. Родиться идеи Скиапарелли помогли наблюдательность и насмотренность. В своей автобиографичной книге ("Shocking Life", 1954 год) дизайнер отметила, что эта идея возникла во время поездки в Копенгаген, где она увидела местных женщин-продавщиц рыбного развала в шляпах из газеты, прикрывавшихся таким образом от солнца. И вот в 1935 году Скиап собирает статьи, написанные о ней, и делает с ними аксессуары для платьев, блузок, а также шарфы и шляпы и даже купальные костюмы.
Сегодня такой принт то и дело пытаются возродить, и он снова начинает обретать актуальность.
Кюлоты
Думаете кюлоты - раздельная укороченная широкая юбка-брюки - хит предыдущих сезонов 2010-2020-х годов? Нет. В начале 1930-х годов брюки в ежедневном женском гардеробе продолжали оставаться редким явлением. Уже Коко Шанель продемонстрировала свои парусные штаны на пляже в Довилле, но публика до конца новинку еще не приняла. Эльза Скиапарелли придумала свой ход - создала брюки-юбку, в которых женщине было удобно и гулять, и заниматься спортом, и путешествовать, а при определенном дополнении в образе даже появиться на званном ужине и в театре.
Раздельный купальник и встроенный телесный лиф
Скиапарелли придумала не только купальник с открытой спиной и прозрачными бретелями, но и показала первый раздельный купальник. В первой половине ХХ века, на минуточку. То есть за несколько десятилетий до того, как классическое бикини пропишется в пляжном гардеробе женщин, благодаря французскому и американскому кино.
В 1930 году Эльза Скиапарелли была первой, кто вшил встроенный бюстгальтер в цельные купальники. Позже подобные "чашечки" оттенка кожи стали использоваться также при создании платьев. То, что сейчас для женщин очевидно и само собой разумеющееся, до Скиап было в диковинку.
Кстати Эльза создала еще один "невидимый", но важный элемент наряда - в 1932 году модельер выпустила коллекцию, где в платьях, блузах и накидках использовала подкладные плечики.
Модное шоу
Скиапарелли превратила обычные дефиле в праздничные и яркие шоу, сопоставимые с теми, которые дизайнеры устраивают сегодня. Поворотным моментом стал показ коллекции Le Cirque ("Цирк") в 1938 году, который сопровождался выступлением артистов, скачущих вверх и вниз по лестнице.
Коллекция включала в себя одежду с вышивкой в виде слонов, изображения скачущих лошадей и выполняющих пируэты гимнастов, шляпки, напоминающие рожки с мороженым, и сумки, имитирующие воздушные шары. Ключевыми элементами коллекции были рваное платье и платье-скелет из коллаборации с Дали, а также розовый приталенный пиджак с четырьмя литыми металлическими пуговицами-акробатами ручной работы.
В этом же году Скиапарелли представила коллекцию Pagan ("Язычник"), вдохновленную картинами Сандро Боттичелли. Основными мотивами стали растения, насекомые, цветы и лесные животные. В прямом смысле. Поэтому смокинги, вечерние платья и аксессуары украшали цветы, лесные животные, листва и насекомые. Наиболее ярко сюрреалистические тенденции Скиапарелли нашли свое отражение в культовом колье с разноцветными насекомыми из прозрачного родоида, разновидности пластика из ацетата целлюлозы.
Еще одна, ставшая по-настоящему культовой, коллекция модельера называлась Zodiac ("Зодиак"). Она была вдохновлена астрологией. В нарядах - зеркальные мозаики, золотая вышивка, планеты, звезды, летящие кометы и зодиакальные знаки. Например, темно-синий жакет с серебряными и золотыми планетами, полумесяцами из горного хрусталя, кружащимися кометами, падающими звездами и двенадцатью знаками зодиака.
Прет-а-порте
Первое время по приезду в Париж Эльза Скиапарелли работала в небольшой мастерской, но популярность ее костюмов быстро распространилась далеко за пределы французской столицы. В 1934 году Скиап открыла свой первый бутик на "элитной" Вандомской площади. Магазин стал сенсацией в мире моды: он начал работать по принципу, который сейчас называют прет-а-порте. Впервые дамы могли купить сразу готовые изделия - свитера, юбки, блузы и аксессуары - вместо того, чтобы прийти на мерки и оформлять индивидуальный пошив.
Использование новых тканей, синтетики и неожиданных материалов
Развитие легкой промышленности заставило Эльзу обратить внимание на новые ткани и материалы для того времени. Скиап легко внедрила в свои коллекции акрил, целлофан, солому и вискозу. Она первой предложила носить прозрачный пластиковый дождевик. Для коллекции 1934 года Скиапарелли выбрала родофан, хрупкую "стеклянную ткань", которую приходилось переплетать с другими материалами, чтобы она не порвалась. Также одной из новаций модельера стал эксперимент с измельченным вискозным крепом, напоминающим кору дерева - предшественник сегодняшних "морщинистых" тканей со складками.
Аксессуары из подручных вещей
До появления Эльзы Скиапарелли в мире моды светские дамы пытались впечатлить друг друга размерами своих драгоценных камней в колье, серьгах, кольцах.... Дизайнера, любящую все необычное, не очень волновали подобные украшения. Но она считала необходимым подобные детали в образе, поэтому создавала украшения сама - буквально из всего, что "плохо лежало". Например, из-под руки Скиап вышло колье из таблеток аспирина и колье с пластиковыми насекомыми. Вместо бриллиантов, сапфиров, рубинов она использовала стекло, фарфор, канцелярские штучки, перья, конфеты…
***
После Второй мировой войны творчество Эльзы Скиапарелли ушло с первых страниц. Люди, приходившие в себя после всех страданий и лишений, после жестокости, захотели чего-то более понятного в мирной жизни. В это время в аванграде модного мира шли Кристиан Диор с его New Look, начала приходить в себя после забвения вечная соперница Скиап Коко Шанель, подступал юный Юбер Живанши, бывший когда-то стажером у Эльзы, и другие. А ей досталось место в арьергарде. В 1954 году Скиапарелли принимает решение закрыть свой модный дом. Возрождение бренда произойдет лишь спустя полвека - в 2006 году, когда кутюрье уже не будет в живых.
Скиап умрет во сне в Париже 13 ноября 1973 года. Она попросит похоронить ее в пижаме цвета Shocking Pink на кладбище в маленькой деревушке Фрукур. Незадолго до смерти модельер передаст в дар большую часть придуманных платьев Музею Филадельфии и Парижскому музею искусств моды.