Пилотную версию Всероссийского индекса безопасности дорожного движения на Транспортной неделе впервые показали группа компаний "Урбантех" и Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".
Он позволит федеральным и региональным органам власти оценить безопасность дорожного движения с помощью единого интегрального показателя. Такие показатели как социальный и транспортный риски, используемые сегодня, способны охарактеризовать безопасность дорожного движения только по одному критерию. Это либо число погибших на 100 тысяч населения или на 10 тысяч транспортных средств. В свою очередь, новая платформа представляет инструмент с удобным современным интерфейсом, который в режиме "одного окна" позволяет оценить реальную картину в целом и по каждому региону.
В Москве открылся форум "Транспорт России"Используемый подход позволил выявить факторы, оказывающие прямое влияние на уровень дорожной безопасности. Это инвестиции в дорожную инфраструктуру, количество и концентрацию дорожных камер, дисциплину водителей и численность медицинских работников. Чем выше эти показатели - тем безопаснее дороги.
Кроме того, инструмент позволяет описать картину дорожно-транспортных происшествий в каждом регионе, буквально написать "портрет ДТП". Это параметры, описывающие картину аварийности в субъекте. Благодаря им можно определить закономерности и местные факторы, потенциально влияющие на возникновение и тяжесть аварий.
Например, некоторые субъекты в сравнении с другими регионами одной группы, характеризуются большим количеством ДТП с пешеходами. В этом случае важно обратить внимание на регулирование пешеходного движения, особенно на перекрестках, необорудованных светофорами, а также на скоростной режим рядом с пешеходными переходами. Высокая доля аварий с выездом на встречную полосу движения говорит о плотном потоке на дорогах, когда водителям сложнее выполнять обгон. В этом случае нужно развивать транспортную инфраструктуру.
Эта информация поможет определить области роста, чтобы предотвращать дорожно-транспортные происшествия и повысить безопасность дорожного движения в каждом российском регионе.
Благодаря этому индекс может помочь найти области роста в части повышения безопасности дорожного движения для каждого субъекта.
"Анализ аварийности" от ГИБДД - это в первую очередь статистика основных показателей аварийности. В то время как новая платформа учитывает дополнительные критерии, прямым образом влияющие на аварийность. Более того, она представляет комплексный набор данных в удобном интерфейсе по принципу "одного окна".
Сам индекс - это интегральный комплексный показатель, позволяющий дать объективную комплексную оценку уровня безопасности на российских дорогах. Он рассчитан с помощью специальной методики на основе официальных данных Росстата, Научного центра безопасности дорожного движения МВД России и Госавтоинспекции.
Методика приводит к единой системе метрики, которые используют федеральные и региональные власти для оценки различных аспектов безопасности дорожного движения. Это тяжесть последствий ДТП, уровень социального и транспортного риска.
"Мы систематизировали разрозненную информацию по всем регионам и свели несколько метрик в один понятный показатель. При этом мы стремились установить закономерности, чтобы найти пути для снижения аварийности. Наши исследования показали, что чем выше инвестиции в дорожную инфраструктуру, больше концентрация и количество дорожных камер, и штат медперсонала, тем безопаснее дороги. На Транспортной неделе мы представили пилотную версию проекта. В марте 2024 мы также планируем опубликовать рейтинг с показателями за 2023 год", - сказал директор по связям с общественностью Урбантеха Константин Агуреев.
Эксперты сгруппировали регионы по четырем группам - уровнями со схожими значениями: передовой, высокий, средний и низкий. Чем выше уровень - тем ниже социальный и транспортный риски, а также тяжесть последствий ДТП.
При этом в группы не включили города федерального значения. Их показатели указаны как референсные значения.
"В крупных городах много людей, движение транспорта плотнее и медленнее, а потому безопаснее. Их индексы могли исказить статистику и помешать определить закономерности", - уточнил Константин Агуреев.
Также в статистику не попали регионы с относительно малым количеством транспортных средств в сравнении с другими субъектами: небольшое количество данных не позволяет дать объективную оценку безопасности в этих регионах. Например, в условном регионе за год происходит одна авария с одним погибшим, а в следующем - две аварии с двумя погибшими. Очевидно, это не свидетельствует о катастрофическом ухудшении показателей, несмотря на то, что показатель увеличился в два раза.
"Проект учитывает внешние факторы, которые влияют на уровень аварийности. Благодаря этому можно определить области роста. Например, если в субъекте высокая доля ДТП с участием пешеходов, то необходимо обратить внимание на оборудование нерегулируемых пешеходных переходов светофорными объектами, управление скоростным режимом вблизи таких мест", - сказал директор Центра исследований "Умный город" НИИ ВШЭ Константин Трофименко
Анализ внешних факторов показал, что чем больше инвестиций в дорожную отрасль и количество камер, тем эффективнее контроль и выше качество инфраструктуры. Водители водят аккуратнее и реже нарушают скоростной режим, поэтому движение становится безопаснее.